«Я лакец, дагестанец, чеченец, ингуш, русский, татарин, еврей, мордвин, осетин. Все этнические группы России невозможно перечислить, но я горжусь тем, что я часть этого мира, часть могучего многонационального мира России»
Президент Российской Федерации В. В. Путин
В. В. Путин
«Я лакец, дагестанец, чеченец, ингуш, русский, татарин, еврей, мордвин, осетин. Все этнические группы России невозможно перечислить, но я горжусь тем, что я часть этого мира, часть могучего многонационального мира России»
Президент Российской Федерации В. В. Путин
16+

Сватовство, пропой и выкуп

3 июля 2023
334
Сватовство, пропой и выкуп

В Репьёвском культурно-досуговом центре состоялся XI Районный фольклорный фестиваль любителей народного творчества «И дух России, и её душа». Сотрудники сельских Домов культуры подготовили реконструкцию фрагментов старинных свадебных обрядов, бытовавших на территории района.

Порядок женитьбы и замужества

В Репьёвском районе свадебные обряды были яркими и сопровождались весёлыми шуточными сценками, песнями и танцами. Это был своеобразный спектакль, поэтому до сих пор сохранилось выражение «играть свадьбу».

- Среди обрядов она не только самое красивое, но и самое сложное, многоэтапное по своей структуре действо. Обычно свадьбы устраивали в зимний мясоед (период от Святок до Масленичной недели), весной - на Красную горку (через неделю после Пасхи), осенью - от Покрова Пресвятой Богородицы (14 октября) до Филипповского (Рождественского) поста, - рассказала ведущая фестиваля Юлия Арцыбашева.

Семья была нравственной основой правильного образа жизни. И подходящим возрастом для её создания считали 16-17 лет для девушек и 18-19 лет для парней. Как правило, дочерей старались побыстрее «сбыть» из дома, ведь в 19 лет они считались уже засидевшимися. А на холостого взрослого мужчину вообще смотрели с сожалением.

В старину строго соблюдали порядок женитьбы и замужества. Сначала создать семью должны были старшие дети. Если случалось, что младший вперёд женился, то родителей осуждали. И говорили: «Через сноп не вяжут».

Традиционная свадьба на Руси начиналась со сватовства. Право выбора невесты принадлежало родителям жениха. Они стремились получить в семью девушку с хорошей репутацией, скромную, физически крепкую, хорошую помощницу. Говорили: «Не выбирай в карагоде, выбирай в огороде».

Свататься ходили обычно вечером, как раньше говорили «у патай», чтобы родня невесты не отказала.

Сватали за шапку


Бывало, что девушку сватали за шапку, которую сваты приносили с собой от жениха. Обыгрывание такого обряда показал театральный коллектив «Буратино» из села Осадчего. Его участники исполнили роли сватов, принёсших гостинцы в дом невесты. Войдя туда, гости произносили: «У вас товар, у нас купец». На что родители невесты начинали придумывать разные отговорки – мол, слеповата девка и ногу волочит. Сразу неприлично было согласиться на брак. После долгих увещеваний сватов, на смотрины выводили невесту и договаривались о свадьбе. В большинстве случаев девушка с женихом знакомилась только на венчании. А пока она могла увидеть только его шапку, которую вместе с подарками принесли сваты.

Фольклорный коллектив Россошанского Дома культуры представил вниманию зрителей театрализованную сценку «Сватовство». Сваты в доме невесты собрались на сговор, где обсуждали даты «пропивушек» и свадьбы, а также какое приданое приготовила невеста и сколько гостей нужно пригласить. Прежде чем уйти, родственники жениха исполняли частушки. Они пели а капелла песню «Дочка была хороша».

Просватанная девушка имела особый статус на деревне. Её освобождали от всех домашних работ, чтобы она могла заниматься только приготовлением подарков и одежды для жениха. На уличные гулянья она уже не ходила простоволосой, а надевала белый платок. После сватовства в доме невесты устраивали «пропой» или «пропивушки». Родственники жениха приносили холодец, мясо, блинчики. За столом молодых заставляли прилюдно величать своих новых родителей матушкой и батюшкой.

Перед свадьбой сваты собирались в доме невесты для обмена подарками. На фестивале их роль исполнили артисты Россошкинского Дома культуры. Они принесли в качестве даров для «молодой» мыло, одеколон, пудру, серьги и зеркало. В свою очередь, родня невесты передала свадебный убор для жениха - рубаху, порты, пояс, кисет и носки. Во время обмена подарками женщины с обеих сторон усердно расхваливали свой товар, набивали ему цену и придавали особую значимость.

Торг уместен

Свадебный ритуал «выкуп приданого» с частушками под гармонь показали участники фольклорного коллектива «Старинушка» Краснолипьевского Дома культуры. Подружки продавали невестину постель и сундук с приданым – периной, подушками, одеялами, коврами и полотенцами, прерывая торг упрёками в адрес сватов, что те мало денег дали. Родственникам жениха пришлось изрядно раскошелиться, чтобы забрать приданое, о чём тут же становилось известно на всё село.

Самый главный свадебный день был, когда совершалось венчание, а невеста переезжала в дом жениха. Обряд «Утро венчального дня» зрителям представили усть-муравлянцы. Они показали, как утром дружки жениха снаряжали свадебный «поезд»: украшали коней, повозки, упряжки, и ехали выкупать невесту. А в её доме подруги наряжали девушку к венцу и ждали «поезжан» с «повозниками», помогали украшать свадебный каравай и репей лентами. Подружки под балалайку пели прощальные песни, а невеста с грустным видом прощалась с девичьей жизнью.

Участники фольклорного коллектива «Рябинушка» показали, как проходил выкуп невесты в селе Платаве. Сватьи исполнили прощальные песни. А мать невесты на долгую счастливую жизнь благословляла молодых, стоящих перед ней на коленях на овчинном тулупе, выполнявшем функцию оберега. Она перевязала сыну и невестке руки рушником и провела молодых вокруг стола. А прежде, чем проводить со двора, промела веником перед ними дорожку, чтобы у тех не было ссор.

Замужние носили две косы

Самым распространенным в селах Репьёвского района был обряд повивания. Его смысл заключался в смене прически невесты (деление одной косы на две) и надевание головного убора замужней женщины. Это символизировало переход девушки в новый социальный статус - в молодуху. Весь ритуал сопровождался специальными обрядовыми песнями. На нём присутствовали кроме «свашек», жениховых «дружек» с «подружьями» ещё и «светилки», которые во время обряда держали над невестой зажжённые свечки и тюль. Это показал Новосолдатский фольклорный коллектив «Цуцепочка». В углы прозрачной ткани закручивали зажжённые свечи и держали их до тех пор, пока другие женщины невесте заплетали две косы и повязывали её бабьим белым платком. Замужняя женщина больше не имела права показывать свои волосы кому-либо, кроме мужа, иначе её могли назвать опростоволосившейся. Обряд повивания завершался тем, что молодых осыпали хмелем, ставшим символом счастья и здоровья.

Интересно, что до недавнего времени, по такому сценарию проходило большинство сельских свадеб.

- Во времена моей молодости, а прожили мы с мужем в браке больше полувека, в нашем селе строго соблюдались традиции, связанные с замужеством, - рассказывает Наталья Миляева из села Краснолипье. - Меня посватали, как и было положено, за три месяца до свадьбы. За этот период невеста должна была приготовить себе приданое. Я вышивала полотенца на иконы, шторы на все окна и двери для дома будущих свекра и свекрови. Готовила одежду для мужа, включая нижнее белье и обязательно портянки. Покупала с родителями одеяла, подушки и другие постельные принадлежности, качество которых обязательно оценивали соседи и знакомые семьи жениха. А перед свадьбой выкупали моё приданое, и я шла в дом жениха, чтобы нарядить комнаты своими приготовленными вещами.

- 20 лет назад, когда я выходила замуж, ещё соблюдали свадебные традиции в нашем селе, - вспоминает Валентина Гончарова из Россошки. - В день свадьбы пожилая женщина, которая хорошо прожила в браке, пришла к нам в дом и пела жалобные песни и причитала. Когда приехал жених, мама расстелила нам овчинную шубу, мы на неё сели и слушали её благословение. С иконой благословляла нас и свекровь, но уже не дома, а возле входа в помещение, где мы праздновали свадьбу. Перед тем, как переступить порог, свекровь размела нам веником дорожку для того, чтобы мы жили без ссор. А ещё в день свадьбы жених должен был перенести невесту через мосты. Это было нужно, чтобы в будущем преодолевать все препятствия и невзгоды.

- Я родом из села Горки, которое находится в десяти километрах от Репьевки, - говорит Валентина Кретинина. - Там меня и замуж выдавали. В день свадьбы крёстная и жена крёстного приходили в наш дом в традиционных народных костюмах, чтобы исполнить предсвадебные прибаутки и причитания. После этого родители нас благословили, разбив кувшин на счастье. Когда я выдавала замуж свою младшую дочь, то сваты из Кантемировского района встречали молодых с хлебом-солью и ставили возле порога фарфоровую тарелку вверх дном, чтобы невеста разбила её своим каблуком. Считаю, что соблюдение свадебных традиций влияет на дальнейшую жизнь. Ни в коем случае нельзя назначать торжество в пост.

Подводя итоги фестиваля, директор Репьёвского культурно-досугового центра Юлия Арцыбашева отметила, что видеопрограмма фестиваля свадебных обрядов пройдет отборочный этап для участия в VI Губернском фестивале «Воронеж фольклорный», который состоится 15 июля в Воронеже в Центральном парке культуры и отдыха. Сохранение свадебных обрядов важно, поскольку традиции относятся к нематериальному наследию нашего народа.

Анна Крюкова

Фото автора