В воскресенье, 2 июня, десант волонтёров и активистов Общественной организации «Региональная национально-культурная автономия евреев Воронежской области» с лопатами и граблями, топорами, пилами и сучкорезами высадился на старейшем в городе Воронежском еврейском кладбище.
Несколько часов там стучали, пилили, рубили, собирали и выносили мусор. Жаркий выдался денёк — и по погоде, и по эмоциям. А уж как приятно было потом посмотреть на результат совместного труда, изумляясь, что так много можно сделать за несколько часов. И это все потому, что люди были вместе — одной большой общинной семьей. Мишпахой.
Во все времена и у всех народов места захоронений считались и считаются священными. Небрежное отношение к ним означает забвение памяти предков, а значит — перечёркивание своего будущего. Помнить и чтить – одна из важных заповедей еврейского народа. В общине её стараются выполнять.
Воронежское еврейское кладбище - старейшее из всех действующих городских кладбищ. Оно было устроено еврейской общиной Воронежа в XIX веке — за чертой города, в лесу, от которого до сих пор осталось несколько вековых дубов. Ныне занимающее площадь более трёх гектаров и насчитывающее свыше 3200 могил, Еврейское кладбище в результате расширения городской черты оказалось окружённым жилой застройкой.
Большинство захоронений здесь еврейские, произведённые согласно национальным обычаям. Однако есть среди них и христианские погребения. Есть и семейные могилы, где муж и жена разной национальности и разного вероисповедания тихо покоятся вместе.
В дореволюционное время датой основания кладбища считался 1869 год. Однако на надгробиях были обнаружены более ранние даты, самая первая из них — на памятнике витебского раввина Егуды Лэв бэн Ярухама Бэшкина, умершего в 1866 году.
Это единственное кладбище Воронежа с сохранившимися многочисленными захоронениями и надгробными сооружениями второй половины XIX — начала XX веков. Сохранилось 115 надгробий, установленных до 1917 года. И это – история Воронежа.
Павел Иванов
Фото - evrei-vrn.ru