Вадиму Щеблыкину из Углянца Верхнехавского района 19 лет. Сейчас он учится в Финансовом университете при Правительстве РФ на факультете международных экономических отношений. Среднюю школу в родном посёлке молодой человек окончил 2,5 года назад на отлично. А теперь целый семестр отучился в Шаньдунском университете финансов и экономики.
Мечты сбываются
Вадим хотел стать экономистом-международником, поэтому к выбору будущего места учёбы готовился основательно. Парень поступил туда, куда и хотел.
— В Финансовом университете при Правительстве Российской Федерации помимо фундаментальной базы по экономике, нам преподают дополнительный иностранный язык. Я выбрал китайский, так как считаю, что он может пригодиться в ближайшем будущем, — рассказал Вадим.
Втянувшись в ритм студенческой жизни, парень познакомился с дополнительными программами обучения в университете.
— У нас есть программа академической мобильности, когда после второго курса можно поехать на обучение в одну из зарубежных стран. Конечно, всё не так просто, как кажется. Для этого пришлось участвовать в конкуре, дополнительно сдавать международные экзамены по китайскому языку, — отметил молодой человек.
Конкурсная комиссия оценивала не только последние результаты, но и оценки за всё время учёбы, выводя средний балл за экзамены и зачёты.
— Нам было предложено выбрать три вуза, расставив приоритеты по важности, — заметил Вадим. — Я попал туда, куда и хотел изначально, в Шаньдунский университет финансов и экономики, расположенный в городе Цзинань провинции Шаньдун.
Город в городе
Первый семестр третьего курса Вадим Щеблыкин отучился в Китае в составе группы из 25 ребят. К будущему месту учёбы российские студенты приехали 30 августа.
— Университетский кампус очень отличается от того, что есть у нас. Обычно в России просто стоит учебное здание, а всё остальное располагается отдельно. В Китае это не так. Там кампус — это огромная огороженная территория, где вы и учитесь, и проживаете. В университете было 11 общежитий, шесть учебных зданий, несколько столовых, магазины, полицейский участок, салон сотовой связи, больница, теннисный корт, футбольное поле. Чтобы просто пройти из одного конца этого города в городе в другой, нужно было потратить минут 30, — рассказывает Вадим.
Ребят расселили в бывшей гостинице, переделанной под общежитие. В каждом номере — по два человека. Молодые люди могли пользоваться прачечными, небольшими кухнями. Впрочем, по словам парня, студенты готовят не часто.
— В Китае еда недорогая и её много продают готовой, — говорит Вадим Щеблыкин. — Я за четыре месяца готовил, наверное, раз пять. Тем более, что вначале всё было новое, интересное, вкусное. Правда, под конец поездки хотелось чего-нибудь нашего: блинов, овсянки и чёрного хлеба. Китайский хлеб на наш вкус кажется пластиковым и очень сладким.
В Китае ребята часто выбирали хого. Это даже не блюдо, а способ приготовления еды.
— Тебе дают кастрюльку, а ингредиенты ты выбираешь сам. Из них варишь то, что хочешь. А ещё в Китае культ напитков. Все постоянно что-то пьют: кофейные напитки, соки, смузи. Они продаются на каждом шагу, — отметил Вадим.
Великая китайская стена
Несмотря на интенсивность обучения, у ребят было время для путешествий. Вадим с товарищами посетили Пекин и курортный город Циндао на берегу Жёлтого моря.
— Цзинань, город в котором мы жили, столица провинции. Его население 9 млн, но я бы не сказал, что он сильно отличался, например, от Воронежа. А Циндао — современный прибрежный город с живописной набережной и заметным европейским архитектурным наследием. Кроме того, это ещё и пивоваренная столица Китая. Там не только много заводов по производству пива, но и буквально через каждые 500 метров стоят автоматы по его розливу, — рассказал студент.
Самое сильное впечатление на Вадима произвёл Пекин. Это тот же самый Китай только на другом уровне. Он более чистый и развитый.
— Наверное, жизни не хватит, чтобы посетить все исторические места Пекина. Мы были в самых основных: Запретный город, площадь Тяньаньмэнь. Ездили на Великую китайскую стену — то, что понравилось всем. Это просто такой монументальный объект, который точно хочется показать и друзьям, и родителям, чтобы они тоже увидели, — вспоминает Вадим.
Мифы: правда и выдумки
— В Китае все очень гордятся поездами на магнитных подушках, которые разгоняются до 350 км в час, — рассказывает молодой человек. — Да, это быстро, удобно, но культурного шока у нас не вызвало. Ещё один пример для гордости — 5G. У нас, соответственно, были китайские сим-карты. Так вот, 5G там работает на много хуже, чем у меня дома 4G.
По словам Вадима, пресловутый социальный рейтинг — это реклама для иностранцев. В обычной жизни российские ребята не заметили большого отличия в развитии информационных технологий от того, что есть у нас.
— А ещё у них культ внешности и у женщин, и у мужчин. Обязательно белая кожа, большие глаза. Китайцы вообще не загорают, отбеливают кожу или постоянно ходят в специальных кофтах и даже шапках, защищающих от ультрафиолета, — отмечает Вадим.
Китайцы очень дружелюбные, но в то же время — закрытые. Они придут на помощь при необходимости, но сблизиться, завести приятельские отношения с ними очень сложно.
— Они ментально отличаются от нас, — говорит Вадим Щеблыкин. — Дальше знакомства контакт не шёл. Да, нас приглашали в гости, но делали это так, что к местным ребятам мы так и не попали.
Но что показалось молодому человеку похожим в обеих странах — это работа чиновников на местах.
— Их пока не заставишь работать, никто работать не будет. Если тебе что-то нужно и обращаешься в деканат устно, то тебя отсылают на потом, но когда к ним приходит письменное обращение, то работы проводятся очень быстро, — вспоминает Вадим.
Молодой человек вернулся в Углянец перед Новым годом, сдав сессию заранее. От посещения Поднебесной у него остались яркие эмоции.
— Поехать в Китай было моей мечтой, — говорит Вадим Щеблыкин. — Всё оказалось не хуже и не лучше, а примерно так, как я и думал. В Шаньдунском университете финансов и экономики подтянул свой китайский, немного изучил эту страну. Я обязательно туда вернусь, потому что там осталось ещё много интересного и неизученного.
Анна Гаврик
Фото предоставлено Вадимом Щеблыкиным






