Один финский писатель, известный нам по псевдониму Майю Лассила, написал потешную повесть «За спичками», которую на русский язык перевёл Михаил Зощенко, а экранизировал блистательный Леонид Гайдай. Но все трое они вряд ли могли себе представить, какое применение спичкам найдут жители села Углянца Верхнехавского района. Из самого обычного, казалось бы, материала их умелые руки создают копии монастырских подворий, известных храмов и дворцов. Мы решили узнать, как местные умельцы пришли к своему удивительному хобби и чего в нём больше - творчества, усидчивости или любви к прекрасному?
От Новгородского Кремля до Храма Христа Спасителя
Владимир Евстафьев – натура увлекающаяся. Кроме поделок из спичек, он собирает настенные часы и предметы быта ушедших эпох. Планирует даже открыть домашний музей, где выставит, в том числе, свои изделия. Работы со спичками он начал со строительства копии Кремля из Великого Новгорода.
— Я ездил по командировкам в поезде-рефрижераторе. Одна поездка могла занять и пару месяцев, и больше, — рассказывает Владимир Дмитриевич. — В пути надо было себя чем-то занимать. Так и началось моё увлечение. Спички были дешёвыми, коробок стоил всего копейку, если и не получилось, то ничего страшного. Вот с 1985 года так и повелось: как еду в командировку — возвращаюсь оттуда с поделкой.
Всё приходилось осваивать методом «научного тыка», ни тогда, ни сейчас методичек по изготовлению моделей из спичек нет.
— Сначала делаешь чертёж предполагаемого строения, а потом — спичка за спичкой склеиваешь. Купол — самое непростое в этом деле. Я делал куб из спичек, а затем обрезал до нужного мне размера, после чего шлифовал и покрывал эпоксидной смолой или лаком, — раскрывает секреты Владимир Евстафьев.
Мельница до сих пор работает. Нужно только подключить к сети
В его «активе» есть и мельница с крутящимися лопастями. Сначала был выбран мотор, а уже вокруг него мастер стал «возводить стены» и делать лопасти. Ещё один выставочный экземпляр — копия замка «Ласточкино гнездо».
— Увидел на картинке, и прямо потянуло сделать такое самому, — вспоминает мастер. — Сделал за одну поездку, два месяца сидел, усердно клеил. Это «заразная» вещь. Хочется же не просто сделать, а сделать хорошо и с изюминкой. Замок «Ласточкино гнездо», например, я поставил на гранит. Мы тогда через БАМ ехали, а я собирал камни.
Как и полагается, замок "Ласточкино гнездо" стоит на гранитном основании, привезённом с БАМа
В одной из поездок Владимир Дмитриевич не рассчитал, и спички для строительства у него закончились. Однако, выход был найден.
— Как-то мы, гружённые рыбой, встали недалеко от Самары. Я отпросился у сопровождающих, чтобы добраться до ближайшей деревни. А это километров пять через луга и поля по весенней распутице. Туда, обратно — 10 километров. Пришёл с добычей: скупил почти весь запас спичек.
Дольше всего Владимир Дмитриевич делал Храм Христа Спасителя. Увидел картинку в журнале «Огонёк» и загорелся идеей воплотить копию здания.
— Именно этот Храм я делал, когда мы находились под Душанбе. Он ещё без куполов был, но местные увидели его и просили продать за ведро кагора. Однако я не поддался, — с улыбкой рассказывает Владимир Евстафьев.
Внуки до сих пор удивляются, как у дедушки хватает терпения и выдумки, чтобы мастерить такие работы.
Монастырское подворье за полтора года
А вот Андрей Скрыльников первую поделку из спичек сделал в 12 лет. Потом на долгие годы интерес к «строительству» ушёл на второй план. Вновь вернулся к спичкам 10 лет назад.
Андрей Скрыльников вернулся к детскому увлечению десять лет назад
— У меня работа сезонная. Зимой я сижу дома. Надо себя чем-то занимать, так и вспомнилось то давнее увлечение, — рассказал Андрей.
Мастер строит целые подворья. Одно из них началось с собачьей будки, а уже затем здесь выросли стены, здания и церковь. Каждый мастерит по-своему. Так, Андрей Скрыльников своё монастырское подворье размером метр на полметра поставил на «плиту», двор «выложен» плиткой 1 х 1 см. Во всех зданиях открываются двери, а окна прозрачные, почти как настоящие. Первая работа заняла у него полтора года.
Этому подворью начало было положено с маленькой собачьей будки
— Всего на эту поделку ушло 700 коробков спичек, я не специально считал, просто откладывал их в сторону. Спички сейчас стали похуже. Во-первых, их в коробке меньше, а, во-вторых, — они легче ломаются. Купола, в зависимости от размера, делаю из чупа-чупсов или медицинских клизм. Режу материал и обклеиваю крыши как черепицей, — рассказал Андрей Скрыльников.
Работы у мастера тоже начинаются с чертежа. Всего за 10 лет он сделал семь поделок. Всё, что изготавливает, — дарит друзьям.
— У меня вызывает интерес сам процесс изготовления чего-то. Бывает, так захватывает, что сидишь над работой по 14 часов. И в нашем деле главное не ловкость рук, а терпение. Иногда что-то приходится разбирать и начинать делать заново.
Сейчас у Андрея Скрыльникова в работе очередной шедевр. Главное, чтобы спичек хватило, а терпения мастеру не занимать.
Анна Гаврик
Фото автора