Житель села Углянца Владимир Евстафьев рассказал о старинном ремесле, которым занимались его предки. Они валяли валенки и за это среди местных получили прозвище Валямовых. Так их и называли до самых 90-х.
Доходное ремесло
В 20-х годах прошлого века Иван Дмитриевич и Лукерья Иосифовна Евстафьевы приезжали валять валенки на сезон из деревни Саврасово Калязинского района Тверской области в Рождественскую Хаву.
— Приезжали всей семьёй с детьми, братьями и сватьями. Здесь были овцы, а значит - много шерсти. Евстафьевы были хорошими специалистами вальщиками. После стрижки овец начиналась работа — валка валенок. Сезон заканчивался, валенки распродавали и уезжали домой, а кто-то оставался. Так, например, мой отец Дмитрий Иванович Евстафьев в первый и во второй класс ходил в Рождественско-Хавскую начальную школу, — рассказывает Владимир Евстафьев.
Так продолжалось до Великой Отечественной войны, которая внесла свои коррективы.
— На фронт ушли трое сыновей деда, — делится воспоминаниями Владимир Дмитриевич. — Старший Михаил раненым вернулся с фронта. Средний Андрей погиб в 1943 году под Ленинградом. Мой отец — Дмитрий воевал с 1943 по 1945 годы, а потом ещё 5 лет служил в армии и демобилизовался лишь в 1950 году.
Не так просты, как кажутся
Отец Владимира Дмитриевича вернулся к родителям, те к тому времени уже перебрались на постоянное место жительство в Углянец, купив там дом на улице Ломоносова. В том же 1950 году он женился.
— Женился, а значит надо кормить семью. Сразу валять валенки у отца не получилось, хотя с самого детства видел, как это делается. Но быстро научился, закончив специальное училище, — вспоминает Владимир Евстафьев.
За 10 лет в Углянец перебрались семьи сестёр и братьев отца и матери, всего больше 10 человек: Естафьевы, Бровкины, Грязневы.
— Наше село — место благоприятное! Вся семья перебралась сюда на постоянное место жительство. Здесь женились, растили детей и валяли валенки. Семья была большой, все от мала до велика занимались доходным ремеслом, — говорит Владимир Дмитриевич.
Валенки не так просты в изготовлении, как может показаться. Процесс их производства состоит из нескольких десятков операций. Сначала овечью шерсть закладывают в чесальную машину, получают мягкое полотно. Затем шерсть попадает к сновальщицам. Именно женские руки делают заготовку будущей обуви. Вместе с лекалом её заворачивают в мокрые простыни и катают.
Далее за дело берутся мужчины. Валенок окунают в горячую воду и бьют по нему что есть силы. Чтобы шерсть дала усадку, используют скалки, клюшки и рубихи. И придают ему окончательную форму.
— Валенки всем нужны были, сейчас так не работают, как раньше…Мой отец валял валенки до самой смерти, а умер он в 1996 году. С ним в Углянце закончилась эпоха валяльщиков, сейчас никто и не вспомнит, что наш род когда-то называли Валямовыми, — сокрушается Владимир Евстафьев.
Произведение искусства
За последние 300 лет технология изготовления валенок не изменилась. Но теперь это не просто лучшая обувь для холодного времени года, но и в чём-то даже произведение искусства. Если угодно, валенки — это неофициальный символ России, ведь такую обувь нигде в мире не делают.
Интересно, что привычной зимней обувью они были не всегда. В старину валенки считались ценным подарком, а иметь их было престижно. До XIX века такую обувь изготавливали вручную, поэтому она была дорогой. Только когда валенки стали делать промышленным способом на валяльно-катальных фабриках, они стали доступны представителям всех сословий. Но и фабричные изделия не снизили потребность в этой обуви, поэтому производством занимались целыми семьями.
Кстати, историки костюма считают, что валенки — это изобретение кочевых народов, которые изначально валеной шерстью утепляли юрты, а позднее из неё стали делать одежду и обувь. На Руси валенки появились во времена монголо-татарского ига.
- В XIX веке они стали известны всей Европе. Их привезли на первую международную выставку в Лондоне, где традиционная обувь вызвала у зрителей большой интерес. Затем на всемирных выставках в Вене в 1873 году, в Чикаго в 1893-м и в Париже в 1900 году русские валенки получили золотые и серебряные медали. Традиционная российская обувь участвовала в международных «смотрах» и после революции — в 1919 году в Париже, - рассказал Владимир Дмитриевич.
Если бы не глобальное потепление с лужами посреди зимы, то русские валенки завоевали бы весь мир. Впрочем, роль произведения декоративно-прикладного творчества, наверное, тоже не так плоха.
Анна Гаврик
Фото автора и culture.ru