«Я лакец, дагестанец, чеченец, ингуш, русский, татарин, еврей, мордвин, осетин. Все этнические группы России невозможно перечислить, но я горжусь тем, что я часть этого мира, часть могучего многонационального мира России»
Президент Российской Федерации В. В. Путин
В. В. Путин
«Я лакец, дагестанец, чеченец, ингуш, русский, татарин, еврей, мордвин, осетин. Все этнические группы России невозможно перечислить, но я горжусь тем, что я часть этого мира, часть могучего многонационального мира России»
Президент Российской Федерации В. В. Путин
16+

Три Спаса августа

14 августа 2023
258
Три Спаса августа

Календарь православных праздников в августе включает три связанных между собой важных церковных торжества, а именно три Спаса — медовый, яблочный и ореховый. Каждый из них имеет свою историю и традиции. Об особенностях этих праздников нам рассказал настоятель Свято-Митрофановского храма иерей Иаков Калинин.

rxvz3chyml1v43ek4qxlmjejt0bh43y5.jpgВсе три Спаса приходятся на время Успенского поста. Освящение мёда, плодов, винограда, яблок, орехов – это православная традиция, которая берёт своё начало ещё со времен Ветхого Завета. Люди в то время, осознавая тяготу земной жизни, в поте лица добывая свой хлеб и испытывая многие невзгоды, понимали, что бедствия навлекаются на человека вследствие грехопадения.

Считалось, что согрешение человека и бедственная тягостная жизнь связаны напрямую. Поэтому люди чаще приходили к Богу за помощью, осознавали свои грехи и проступки, каялись в них. И в этом символическом значении старались принести в храм не столько материальные вещи, сколько расположение своего сердца. Принести Богу самое лучшее – первые плоды нового урожая. В этом как раз и заключается суть праздников.

С Ветхого Завета эти традиции укоренились в Православной Церкви. Если говорить о каждом празднике, то само слово Спас указывает на то, что эти события связаны с Иисусом Христом и Его спасением рода человеческого.

Медовый Спас

Первый Спас – медовый, отмечают 14 августа. Это день празднования Изнесения Животворящего Древа Креста Господня. Праздник зародился в IX веке в Константинополе. В августе в разгар жары нередко вспыхивали эпидемии – свирепствовали холера, чума и другие болезни. Тогда священнослужители выносили Древо Животворящего Креста Господня на площадь для всеобщего поклонения. Орудие казни Христа стало для человечества спасением и избавлением от греха. Поэтому здесь символ креста для болящих и унывающих – это напоминание, что не стоит пребывать в отчаянии, а нужно надеяться и уповать на Бога.

Также в этот день совершали кропление святой водой. Через прикосновение к видимой святыне мы получаем невидимую благодать Божию. И сейчас в наше время совершается вынос креста для поклонения и водосвятный молебен. Мёд освящается, потому что к этому времени люди получают его новый урожай. Мы всё делаем с благословения, в этом и есть расположение нашего сердца и благодарение Богу.

Люди говорят, что освященный мёд исцеляет, имеет благодатную силу, но не стоит верить в исцеление от одной ложки. Чисто по медицинским показаниям мёд - продукт, обладающий многими полезными свойствами. Его употребление в пищу благотворно влияет на организм человека в целом. При этом считать, что именно он спасает человека – это суеверие, вера в пустоту. Получается, что в таком случае мы второстепенные вещи ставим выше первичных.

Яблочный Спас

Яблочный Спас отмечается 19 августа. В Палестине в этот день в храмах освящали виноград, там он поспевал как раз к этому времени. Из винограда делается вино, которое затем употребляется на Божественной литургии. В наших широтах во время зарождения праздника виноград ещё не научились выращивать. Да и сейчас в период Яблочного Спаса ещё не все сорта винограда успевают созреть. Поэтому стали приносить плоды, которые созревают к этой дате. В основном это яблоки. Опять же в этом есть наша благодарность Богу.

Что касается самого праздника 19 августа, то мы отмечаем Преображение Господне. Это великий праздник, который имеет в себе особый богословский смысл и значение. Господь пожелал нам открыть преображение нашего естества, в котором мы должны будем пребывать в Царствии Божием.

Что касается вкушения яблок до самого праздника, то в Типиконе (Богослужебный устав. – прим. ред.) сказано, что плоды до освящения есть нельзя. Но нужно правильно понимать смысл этого запрета. Есть плоды до момента их освящения - не грех и не оскверняет человека, здесь кроется совсем другой смысл.

Неправильно вкушать плоды и наслаждаться ими до того, как вы поблагодарили Бога. Поэтому мы приносим их, благодарим Бога и лишь после этого вкушаем. В некоторых храмах даже есть традиция совершать чин освящения плодов по мере того, как они поспевают. То есть не дожидаясь праздника Преображения Господня (Яблочного Спаса). Поспели плоды - принесли люди, освятили.

Ореховый Спас

Что касается третьего Спаса, так называемого Орехового, который отмечают 29 августа, то он соответствует Перенесению из Эдессы в Константинополь Нерукотворного Образа Иисуса Христа. Того самого, что отпечатался на плате, который Христос приложил к Своему лицу. Это получается конец августа, когда поспевают орехи. Смысл тот же самый. Освящение – это благодарение наше за милость Божию.

- Чтобы разобраться в том, что есть ложное, а что есть истинное, нужно обратить пристальное внимание на последовательность и логику, - говорит настоятель Свято-Митрофановского храма иерей Иаков Калинин. - Истина всегда осмысленная и имеет в себе Евангельскую логику. То есть всё подчинено смыслу и служит спасению души человека. А суеверия, наоборот, непоследовательны и часто неосмысленны. Они не имеют в себе основания и ни к чему не приводят. Суеверия пусты и основаны только на внешних обрядовых действиях. Поэтому мой совет тем людям, которые чтят эти праздники: в эти дни необходимо посетить храм, исповедаться и причаститься, задуматься о своих грехах, покаяться, горячо попросить Бога о прощении и благодарить за то, что Он дал нам жизнь и всячески помогает. И, конечно, больше уделять внимание духовному – спасению души, следованию заповедям Христовым и соотносить каждое евангельское слово к своей жизни. Каждый из нас долежн помнить, что всё в руках Божиих, и мы уповаем и надеемся на Его любовь и милосердие.

Татьяна Косых

фото автора и предоставлено приходами Воронежской епархии