ПРОИСХОЖДЕНИЕ ИМЁН И ИХ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЗНАЧЕНИЯ
Древнерусское дохристианское имя чаще всего имело структуру имя-прозвище. В наше время такие имена канули в лету, но следы их былого мощного распространения хорошо сохранились в наших фамилиях. Так что зачастую они могут поведать об историческом прошлом целого рода. Об этом рассказал профессор, доктор филологических наук Геннадий Филиппович Ковалёв.
В русском языке была утрачена даже та малая толика имён славянского происхождения, которая сохранялась ещё в XIV-XVI вв. Даже те имена, которые имеют чисто славянскую оболочку, являются лишь постхристианскими кальками с греческих образцов: Вера – πιιστις, Надежда – ελπις, Любовь – χαρις. Утере женских имён значительно способствовала система переписи населения – переписывались только мужчины. Поэтому мужских имён сохранилось несколько больше.
Имена высшего сословия Древней Руси представляли собой слова с наиболее характерными элементами для всех славянских династических имён. Элементы обозначали власть, умение править, умение воевать, выделение среди других: -мир-/-мiр-, -слав, тверд-, добр-, яр-, вои-/-вой, мсти-, все- и т.п. Они отражали пожелания родителей наречённым в будущем стать такими, какими им диктуют быть присвоенные имена.
В народе же имена были более разнообразными, поскольку в них стихийно закладывались самые различные принципы именования. Были и имена-пожелания, но чаще дававшиеся не сразу после рождения ребёнка, а как бы стихийно возникавшие под впечатлением от наиболее характерных конкретных черт растущего ребёнка: постоянно плачущий – Верещага, сопливый – Возгреша, с дефектами лица или тела – Некрас, Незавид, Негода (Негодяй) и т. п.
По традициям и суеверию
В семье всегда с особыми чувствами ждали появления первого мальчика, продолжателя рода, традиций семьи. Его-то часто и называли Ждан, Жданко. Бывало, что детей в семье уже хватало, но они продолжали появляться (зачастую, когда родители были уже в кризисном возрасте), отсюда и имена Неждан, Нечай, Останик, Позднячко. Малыши могли получать имена и по мере их рождения: Первуша или Первак, Друган или Вторъ, Третьяк, Шестак и даже Семак.
В эпоху язычества, да и начального христианства славяне активно использовали имена-обереги. Бытовало убеждение, что дети умирают не от болезней, а от того, что их забирают с собой нечистые силы. Поэтому часто родившихся детей выносили днём из дому через двери, а приносили ночью, тайком, через окно, да ещё с новым, уже «настоящим» именем, которое хранилось в тайне.
Да и сами имена годились для сбережения ребёнка. Родители полагали, что нечистой силе нужны были качественные дети, поэтому чем непривлекательнее были закладывавшиеся в имя характеристики, тем больше шансов было уберечься от злых духов. Это имена типа Докучай, Нехорошей, Неудача, Завада и т.п.
Родители, желая обмануть злых духов семьи, могли с помощью имени преподнести им собственных детей как чужих: Ненаш, Нелюб, Найден и т.п. И, наконец, если злой дух всё-таки покушался на детей, то родители обманывали его, подставляя вместо традиционных имён, обозначающих человека, имена животных, из которых чаще всего выбирались тотемные животные славян: Волк, Лис, Заяц, Медведь, Бобр, а также названия птиц и рыб: Сокол, Ворон, Соловей, Щука, Окунь и т. п.
Однако в основной своей массе имена, даваемые родителями, несли положительные характеристики: для каждой матери её ребёнок – верх совершенства. Поэтому популярны были Любим, Крас, Вид, Лада, Прекраса, Красава.
Нет своих – займём чужие
Славянские языки и в дохристианский период активно заимствовали имена у соседних и даже дальних неславянских народов. К примеру, первыми святыми на Руси были Борис и Глеб. Имя Борис заимствовано из древнебулгарского (бёри – «волк», отсюда русск. диал. бирюк – «волк», но, возможно, и от имени булгарского хана Богориса из монг. богори – «маленький»). В любом случае это имя удачно совпало со славянским корнем бор-, употреблявшимся в княжеских и династических именах-композитах практически у всех славян (Борислав, Боримир, Боригнев, Боривой).
Глеб – русифицированное германское Gottlieb – «богом любимый», польск. Богумил, укр. Богдан.
Имя Руслан, на первый взгляд, с истинно русским корнем, на самом деле заимствовано через тюркское посредничество из арабского Арслан – «Лев». Варяжские имена также пришлись по сердцу восточным славянам: Олег и Ольга (Helgi, Helga – «святой»), Аскольд и Игорь (Ингвар).
Славянские имена, утраченные в русском, но сохранившиеся в других славянских языках
МУЖСКИЕ
Аскольд;
Бажен, Баян, Белослав, Белян, Богумил, Богумир, Божебор, Болеслав, Боримир, Будимир, Будин, Будислав;
Велемир, Велислав, Верослав, Веселин, Вестимир, Видослав, Воибор, Властимил, Воислав, Всебор, Всемил, Всемир, Всеслав;
Горислав, Горисвет, Горицвет, Гостомысл, Гремислав;
Далемил, Дар, Даромир, Даросвет, Дарослав, Держислав, Добролюб, Добромысл, Домослав, Духослав, Душеслав;
Ждан, Ждимир, Живомир, Живослав, Жизномир;
Зарян, Звездослав, Земовит, Златан, Златислав, Златовид, Златомир, Златомысл, Зоран, Зореслав, Зорян;
Изяслав, Инослав;
Красимир, Красислав;
Ладо, Ладомир, Ладослав, Лучезар, Любен, Любислав, Людослав, Любомил, Любомир, Лютомысл;
Мечислав, Милан, Милослав, Мировлад, Миролюб, Миронег, Молибог;
Найден, Новак, Новик, Негомир, Негослав, Нежан;
Одинец, Остромир, Остромысл, Острослав;
Пламен, Премысл, Прибыслав, Путило, Путята;
Радивой, Радим, Радослав, Радмил, Радомир, Ратислав, Ратимир;
Светомир, Святополк, Славута, Станимир, Стоян, Судимир, Судислав;
Твердислав, Творилад, Творимир, Тихомир, Тихослав, Тихоня;
Хвалибог, Хвалимир, Хотибор, Хотимир, Хотислав, Хотимысл;
Цветан;
Че(сть)слав;
Ярволод, Яромир, Ярополк, Яромысл.
ЖЕНСКИЕ
Белана, Белослава, Богумила, Болеслава, Борислава, Братомила, Бронислава, Бронимира;
Веселина, Весняна, Влада, Владена, Владислава, Всеслава, Власта, Воля;
Горислава, Гремислава;
Доброслава, Добролюба, Добромила, Добромира, Добронега, Добровлада, Домаша, Доморада;
Ждана, Желана;
Звездана, Звездослава, Златана, Златислава, Златолада, Зореслава;
Калина, Красава, Красимира, Красислава, Купава;
Ладислава, Ладомира, Любомила, Любислава, Людомира, Людослава;
Милада, Милица, Милыня, Млада, Младана;
Прекраса, Премила, Прерада;
Радмила, Радислава, Рогнеда, Ростислава;
Снежана, Станимира, Станислава, Судислава;
Хвалиня, Хотимира, Хотибога;
Цветана;
Чеслава;
Яра, Ярина, Ярослава.
- Хороши наши имена или плохи? На этот вопрос невозможно ответить, как и на вопрос, что прекраснее: слово девятый или десятый, слово белый или зелёный. Имена превратились в своеобразные бирки, определяющие конкретного человека. Бирочек этих крайне мало, да и почти все они слабо связаны с русским языком, - полагает профессор, доктор филологических наук Геннадий Филиппович Ковалёв.
Принятие христианства славянами повлекло за собой изменения в социально-культурной системе славян, которые затронули и систему собственных имён. Южные и западные славяне, находясь в постоянном состоянии обороны, смогли сохранить основным свой родной, славянский свод имён.
А вот восточнославянские, в особенности русский, языки, практически растеряли весь свой славянский именник. Тем более, православная церковь всемерно боролась с проявлениями язычества, к которым относился и «языческий» именник восточных славян.
Марьяна Розенфельд
Фото из архива Геннадия Ковалёва