«Я лакец, дагестанец, чеченец, ингуш, русский, татарин, еврей, мордвин, осетин. Все этнические группы России невозможно перечислить, но я горжусь тем, что я часть этого мира, часть могучего многонационального мира России»
Президент Российской Федерации В. В. Путин
В. В. Путин
«Я лакец, дагестанец, чеченец, ингуш, русский, татарин, еврей, мордвин, осетин. Все этнические группы России невозможно перечислить, но я горжусь тем, что я часть этого мира, часть могучего многонационального мира России»
Президент Российской Федерации В. В. Путин
16+

Тайны наших фамилий

19 февраля
487
Тайны наших фамилий

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ИМЁН И ИХ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЗНАЧЕНИЯ

Древнерусское дохристианское имя чаще всего имело структуру имя-прозвище. В наше время такие имена канули в лету, но следы их былого мощного распространения хорошо сохранились в наших фамилиях. Так что зачастую они могут поведать об историческом прошлом целого рода. Об этом рассказал профессор, доктор филологических наук Геннадий Филиппович Ковалёв.

В русском языке была утрачена даже та малая толика имён славянского происхождения, которая сохранялась ещё в XIV-XVI вв. Даже те имена, которые имеют чисто славянскую оболочку, являются лишь постхристианскими кальками с греческих образцов: Вера – πιιστις, Надежда – ελπις, Любовь – χαρις. Утере женских имён значительно способствовала система переписи населения – переписывались только мужчины. Поэтому мужских имён сохранилось несколько больше.

Имена высшего сословия Древней Руси представляли собой слова с наиболее характерными элементами для всех славянских династических имён. Элементы обозначали власть, умение править, умение воевать, выделение среди других: -мир-/-мiр-, -слав, тверд-, добр-, яр-, вои-/-вой, мсти-, все- и т.п. Они отражали пожелания родителей наречённым в будущем стать такими, какими им диктуют быть присвоенные имена.

В народе же имена были более разнообразными, поскольку в них стихийно закладывались самые различные принципы именования. Были и имена-пожелания, но чаще дававшиеся не сразу после рождения ребёнка, а как бы стихийно возникавшие под впечатлением от наиболее характерных конкретных черт растущего ребёнка: постоянно плачущий – Верещага, сопливый – Возгреша, с дефектами лица или тела – Некрас, Незавид, Негода (Негодяй) и т. п.

По традициям и суеверию

В семье всегда с особыми чувствами ждали появления первого мальчика, продолжателя рода, традиций семьи. Его-то часто и называли Ждан, Жданко. Бывало, что детей в семье уже хватало, но они продолжали появляться (зачастую, когда родители были уже в кризисном возрасте), отсюда и имена Неждан, Нечай, Останик, Позднячко. Малыши могли получать имена и по мере их рождения: Первуша или Первак, Друган или Вторъ, Третьяк, Шестак и даже Семак.

В эпоху язычества, да и начального христианства славяне активно использовали имена-обереги. Бытовало убеждение, что дети умирают не от болезней, а от того, что их забирают с собой нечистые силы. Поэтому часто родившихся детей выносили днём из дому через двери, а приносили ночью, тайком, через окно, да ещё с новым, уже «настоящим» именем, которое хранилось в тайне.

Да и сами имена годились для сбережения ребёнка. Родители полагали, что нечистой силе нужны были качественные дети, поэтому чем непривлекательнее были закладывавшиеся в имя характеристики, тем больше шансов было уберечься от злых духов. Это имена типа Докучай, Нехорошей, Неудача, Завада и т.п.

Родители, желая обмануть злых духов семьи, могли с помощью имени преподнести им собственных детей как чужих: Ненаш, Нелюб, Найден и т.п. И, наконец, если злой дух всё-таки покушался на детей, то родители обманывали его, подставляя вместо традиционных имён, обозначающих человека, имена животных, из которых чаще всего выбирались тотемные животные славян: Волк, Лис, Заяц, Медведь, Бобр, а также названия птиц и рыб: Сокол, Ворон, Соловей, Щука, Окунь и т. п.

Однако в основной своей массе имена, даваемые родителями, несли положительные характеристики: для каждой матери её ребёнок – верх совершенства. Поэтому популярны были Любим, Крас, Вид, Лада, Прекраса, Красава.

Нет своих – займём чужие

Славянские языки и в дохристианский период активно заимствовали имена у соседних и даже дальних неславянских народов. К примеру, первыми святыми на Руси были Борис и Глеб. Имя Борис заимствовано из древнебулгарского (бёри – «волк», отсюда русск. диал. бирюк – «волк», но, возможно, и от имени булгарского хана Богориса из монг. богори – «маленький»). В любом случае это имя удачно совпало со славянским корнем бор-, употреблявшимся в княжеских и династических именах-композитах практически у всех славян (Борислав, Боримир, Боригнев, Боривой).

Глеб – русифицированное германское Gottlieb – «богом любимый», польск. Богумил, укр. Богдан.

Имя Руслан, на первый взгляд, с истинно русским корнем, на самом деле заимствовано через тюркское посредничество из арабского Арслан – «Лев». Варяжские имена также пришлись по сердцу восточным славянам: Олег и Ольга (Helgi, Helga – «святой»), Аскольд и Игорь (Ингвар).

Славянские имена, утраченные в русском, но сохранившиеся в других славянских языках

МУЖСКИЕ

Аскольд;

Бажен, Баян, Белослав, Белян, Богумил, Богумир, Божебор, Болеслав, Боримир, Будимир, Будин, Будислав;

Велемир, Велислав, Верослав, Веселин,  Вестимир, Видослав, Воибор, Властимил, Воислав, Всебор, Всемил, Всемир, Всеслав;

Горислав, Горисвет, Горицвет, Гостомысл, Гремислав;

Далемил, Дар, Даромир, Даросвет, Дарослав, Держислав, Добролюб, Добромысл, Домослав, Духослав, Душеслав;

Ждан, Ждимир, Живомир, Живослав, Жизномир;

Зарян, Звездослав, Земовит, Златан, Златислав, Златовид, Златомир, Златомысл, Зоран, Зореслав, Зорян;

Изяслав, Инослав;

Красимир, Красислав;

Ладо, Ладомир, Ладослав, Лучезар, Любен, Любислав, Людослав, Любомил, Любомир, Лютомысл;

Мечислав, Милан, Милослав, Мировлад, Миролюб, Миронег, Молибог;

Найден, Новак, Новик, Негомир, Негослав, Нежан;

Одинец, Остромир, Остромысл, Острослав;

Пламен, Премысл, Прибыслав, Путило, Путята;

Радивой, Радим, Радослав, Радмил, Радомир, Ратислав, Ратимир;

Светомир, Святополк, Славута, Станимир, Стоян, Судимир, Судислав;

Твердислав, Творилад, Творимир, Тихомир, Тихослав, Тихоня;

Хвалибог, Хвалимир, Хотибор, Хотимир, Хотислав, Хотимысл;

Цветан;

Че(сть)слав;

Ярволод, Яромир, Ярополк, Яромысл.

ЖЕНСКИЕ

Белана, Белослава, Богумила, Болеслава, Борислава, Братомила, Бронислава, Бронимира;

Веселина, Весняна, Влада, Владена, Владислава, Всеслава, Власта, Воля;

Горислава, Гремислава;

Доброслава, Добролюба, Добромила, Добромира, Добронега, Добровлада, Домаша, Доморада;

Ждана, Желана;

Звездана, Звездослава, Златана, Златислава, Златолада, Зореслава;

Калина, Красава, Красимира, Красислава, Купава;

Ладислава, Ладомира, Любомила, Любислава, Людомира, Людослава;

Милада, Милица, Милыня, Млада, Младана;

Прекраса, Премила, Прерада;

Радмила, Радислава, Рогнеда, Ростислава;

Снежана, Станимира, Станислава, Судислава;

Хвалиня, Хотимира, Хотибога;

Цветана;

Чеслава;

Яра, Ярина, Ярослава.

- Хороши наши имена или плохи? На этот вопрос невозможно ответить, как и на вопрос, что прекраснее: слово девятый или десятый, слово белый или зелёный. Имена превратились в своеобразные бирки, определяющие конкретного человека. Бирочек этих крайне мало, да и почти все они слабо связаны с русским языком, - полагает профессор, доктор филологических наук Геннадий Филиппович Ковалёв.

Принятие христианства славянами повлекло за собой изменения в социально-культурной системе славян, которые затронули и систему собственных имён. Южные и западные славяне, находясь в постоянном состоянии обороны, смогли сохранить основным свой родной, славянский свод имён.

А вот восточнославянские, в особенности русский, языки, практически растеряли весь свой славянский именник. Тем более, православная церковь всемерно боролась с проявлениями язычества, к которым относился и «языческий» именник восточных славян.

Марьяна Розенфельд

Фото из архива Геннадия Ковалёва