В Репьёвском культурно-досуговом центре состоялся XI Районный фольклорный фестиваль любителей народного творчества «И дух России, и её душа». Сотрудники сельских Домов культуры подготовили реконструкцию фрагментов старинных свадебных обрядов, бытовавших на территории района.
Порядок женитьбы и замужества
В Репьёвском районе свадебные обряды были яркими и сопровождались весёлыми шуточными сценками, песнями и танцами. Это был своеобразный спектакль, поэтому до сих пор сохранилось выражение «играть свадьбу».
- Среди обрядов она не только самое красивое, но и самое сложное, многоэтапное по своей структуре действо. Обычно свадьбы устраивали в зимний мясоед (период от Святок до Масленичной недели), весной - на Красную горку (через неделю после Пасхи), осенью - от Покрова Пресвятой Богородицы (14 октября) до Филипповского (Рождественского) поста, - рассказала ведущая фестиваля Юлия Арцыбашева.
Семья была нравственной основой правильного образа жизни. И подходящим возрастом для её создания считали 16-17 лет для девушек и 18-19 лет для парней. Как правило, дочерей старались побыстрее «сбыть» из дома, ведь в 19 лет они считались уже засидевшимися. А на холостого взрослого мужчину вообще смотрели с сожалением.
В старину строго соблюдали порядок женитьбы и замужества. Сначала создать семью должны были старшие дети. Если случалось, что младший вперёд женился, то родителей осуждали. И говорили: «Через сноп не вяжут».
Традиционная свадьба на Руси начиналась со сватовства. Право выбора невесты принадлежало родителям жениха. Они стремились получить в семью девушку с хорошей репутацией, скромную, физически крепкую, хорошую помощницу. Говорили: «Не выбирай в карагоде, выбирай в огороде».
Свататься ходили обычно вечером, как раньше говорили «у патай», чтобы родня невесты не отказала.
Сватали за шапку
Бывало, что девушку сватали за шапку, которую сваты приносили с собой от жениха. Обыгрывание такого обряда показал театральный коллектив «Буратино» из села Осадчего. Его участники исполнили роли сватов, принёсших гостинцы в дом невесты. Войдя туда, гости произносили: «У вас товар, у нас купец». На что родители невесты начинали придумывать разные отговорки – мол, слеповата девка и ногу волочит. Сразу неприлично было согласиться на брак. После долгих увещеваний сватов, на смотрины выводили невесту и договаривались о свадьбе. В большинстве случаев девушка с женихом знакомилась только на венчании. А пока она могла увидеть только его шапку, которую вместе с подарками принесли сваты.
Фольклорный коллектив Россошанского Дома культуры представил вниманию зрителей театрализованную сценку «Сватовство». Сваты в доме невесты собрались на сговор, где обсуждали даты «пропивушек» и свадьбы, а также какое приданое приготовила невеста и сколько гостей нужно пригласить. Прежде чем уйти, родственники жениха исполняли частушки. Они пели а капелла песню «Дочка была хороша».
Просватанная девушка имела особый статус на деревне. Её освобождали от всех домашних работ, чтобы она могла заниматься только приготовлением подарков и одежды для жениха. На уличные гулянья она уже не ходила простоволосой, а надевала белый платок. После сватовства в доме невесты устраивали «пропой» или «пропивушки». Родственники жениха приносили холодец, мясо, блинчики. За столом молодых заставляли прилюдно величать своих новых родителей матушкой и батюшкой.
Перед свадьбой сваты собирались в доме невесты для обмена подарками. На фестивале их роль исполнили артисты Россошкинского Дома культуры. Они принесли в качестве даров для «молодой» мыло, одеколон, пудру, серьги и зеркало. В свою очередь, родня невесты передала свадебный убор для жениха - рубаху, порты, пояс, кисет и носки. Во время обмена подарками женщины с обеих сторон усердно расхваливали свой товар, набивали ему цену и придавали особую значимость.
Торг уместен
Свадебный ритуал «выкуп приданого» с частушками под гармонь показали участники фольклорного коллектива «Старинушка» Краснолипьевского Дома культуры. Подружки продавали невестину постель и сундук с приданым – периной, подушками, одеялами, коврами и полотенцами, прерывая торг упрёками в адрес сватов, что те мало денег дали. Родственникам жениха пришлось изрядно раскошелиться, чтобы забрать приданое, о чём тут же становилось известно на всё село.
Самый главный свадебный день был, когда совершалось венчание, а невеста переезжала в дом жениха. Обряд «Утро венчального дня» зрителям представили усть-муравлянцы. Они показали, как утром дружки жениха снаряжали свадебный «поезд»: украшали коней, повозки, упряжки, и ехали выкупать невесту. А в её доме подруги наряжали девушку к венцу и ждали «поезжан» с «повозниками», помогали украшать свадебный каравай и репей лентами. Подружки под балалайку пели прощальные песни, а невеста с грустным видом прощалась с девичьей жизнью.
Участники фольклорного коллектива «Рябинушка» показали, как проходил выкуп невесты в селе Платаве. Сватьи исполнили прощальные песни. А мать невесты на долгую счастливую жизнь благословляла молодых, стоящих перед ней на коленях на овчинном тулупе, выполнявшем функцию оберега. Она перевязала сыну и невестке руки рушником и провела молодых вокруг стола. А прежде, чем проводить со двора, промела веником перед ними дорожку, чтобы у тех не было ссор.
Замужние носили две косы
Самым распространенным в селах Репьёвского района был обряд повивания. Его смысл заключался в смене прически невесты (деление одной косы на две) и надевание головного убора замужней женщины. Это символизировало переход девушки в новый социальный статус - в молодуху. Весь ритуал сопровождался специальными обрядовыми песнями. На нём присутствовали кроме «свашек», жениховых «дружек» с «подружьями» ещё и «светилки», которые во время обряда держали над невестой зажжённые свечки и тюль. Это показал Новосолдатский фольклорный коллектив «Цуцепочка». В углы прозрачной ткани закручивали зажжённые свечи и держали их до тех пор, пока другие женщины невесте заплетали две косы и повязывали её бабьим белым платком. Замужняя женщина больше не имела права показывать свои волосы кому-либо, кроме мужа, иначе её могли назвать опростоволосившейся. Обряд повивания завершался тем, что молодых осыпали хмелем, ставшим символом счастья и здоровья.
Интересно, что до недавнего времени, по такому сценарию проходило большинство сельских свадеб.
- Во времена моей молодости, а прожили мы с мужем в браке больше полувека, в нашем селе строго соблюдались традиции, связанные с замужеством, - рассказывает Наталья Миляева из села Краснолипье. - Меня посватали, как и было положено, за три месяца до свадьбы. За этот период невеста должна была приготовить себе приданое. Я вышивала полотенца на иконы, шторы на все окна и двери для дома будущих свекра и свекрови. Готовила одежду для мужа, включая нижнее белье и обязательно портянки. Покупала с родителями одеяла, подушки и другие постельные принадлежности, качество которых обязательно оценивали соседи и знакомые семьи жениха. А перед свадьбой выкупали моё приданое, и я шла в дом жениха, чтобы нарядить комнаты своими приготовленными вещами.
- 20 лет назад, когда я выходила замуж, ещё соблюдали свадебные традиции в нашем селе, - вспоминает Валентина Гончарова из Россошки. - В день свадьбы пожилая женщина, которая хорошо прожила в браке, пришла к нам в дом и пела жалобные песни и причитала. Когда приехал жених, мама расстелила нам овчинную шубу, мы на неё сели и слушали её благословение. С иконой благословляла нас и свекровь, но уже не дома, а возле входа в помещение, где мы праздновали свадьбу. Перед тем, как переступить порог, свекровь размела нам веником дорожку для того, чтобы мы жили без ссор. А ещё в день свадьбы жених должен был перенести невесту через мосты. Это было нужно, чтобы в будущем преодолевать все препятствия и невзгоды.
- Я родом из села Горки, которое находится в десяти километрах от Репьевки, - говорит Валентина Кретинина. - Там меня и замуж выдавали. В день свадьбы крёстная и жена крёстного приходили в наш дом в традиционных народных костюмах, чтобы исполнить предсвадебные прибаутки и причитания. После этого родители нас благословили, разбив кувшин на счастье. Когда я выдавала замуж свою младшую дочь, то сваты из Кантемировского района встречали молодых с хлебом-солью и ставили возле порога фарфоровую тарелку вверх дном, чтобы невеста разбила её своим каблуком. Считаю, что соблюдение свадебных традиций влияет на дальнейшую жизнь. Ни в коем случае нельзя назначать торжество в пост.
Подводя итоги фестиваля, директор Репьёвского культурно-досугового центра Юлия Арцыбашева отметила, что видеопрограмма фестиваля свадебных обрядов пройдет отборочный этап для участия в VI Губернском фестивале «Воронеж фольклорный», который состоится 15 июля в Воронеже в Центральном парке культуры и отдыха. Сохранение свадебных обрядов важно, поскольку традиции относятся к нематериальному наследию нашего народа.
Анна Крюкова
Фото автора