«Я лакец, дагестанец, чеченец, ингуш, русский, татарин, еврей, мордвин, осетин. Все этнические группы России невозможно перечислить, но я горжусь тем, что я часть этого мира, часть могучего многонационального мира России»
Президент Российской Федерации В. В. Путин
В. В. Путин
«Я лакец, дагестанец, чеченец, ингуш, русский, татарин, еврей, мордвин, осетин. Все этнические группы России невозможно перечислить, но я горжусь тем, что я часть этого мира, часть могучего многонационального мира России»
Президент Российской Федерации В. В. Путин
16+

Станиславский им поверил

вчера
55
Станиславский им поверил

ПЕРВЫЙ КРЕСТЬЯНСКИЙ ТЕАТР ПОЯВИЛСЯ В ВОРОНЕЖСКОЙ ГУБЕРНИИ В ХIХ ВЕКЕ

В этом году исполняется 130 лет первому в России крестьянскому театру, который  основали в селе Никольском Верхнехавского района Зинаида и Константин Соколовы. Маленькая деревенька стала центром притяжения для известных режиссёров и актёров. Сюда приезжал родной брат Зинаиды Соколовой — режиссёр-реформатор Константин Станиславский, создатель уникальной актёрской системы и Московского художественного академического театра. Никольский народный театр называют старшим братом МХАТа, потому что сестра создала своё детище раньше брата на несколько лет.

Зинаида Соколова родилась в многодетной купеческой семье Алексеевых, которые находились в родстве с известными коммерсантами и меценатами своего времени – Саввой Мамонтовым и братьями Павлом и Сергеем Третьяковыми.

Вся семья Алексеевых увлекалась театральным творчеством. В подмосковном поместье был устроен отдельный флигель для домашнего театра. Зинаида Сергеевна вышла замуж за Константина Соколова – дворянина из потомственных врачей. Он окончил медицинский факультет Московского университета. Учился в одно время с Антоном Павловичем Чеховым, супруги были с ним знакомы.

Константин и Зинаида Соколовы

Константин Константинович был старшим хирургом столичной Бахрушинской больницы, ему прочили большую карьеру. Однако в 1894 году, вдохновившись толстовскими идеями хождения в народ, супруги Соколовы отправились в Никольское. Они хотели улучшить быт крестьян и повысить их культуру. Зинаиде было 28 лет, а Константину - 35. С ними приехали родная дочь Зина и четверо приёмных детей от умершей гувернантки, младшей из которых был всего год и два месяца.

В Никольском Соколовы первым делом занялись лечением крестьян. На тот момент больниц фактически не существовало, врачи были на вес золота. Первую амбулаторию устроили в доме одного из местных жителей, пока тот с семьёй был в поле.

Соколовы построили две школы. Одну – недалеко от своего дома. Сегодня это здание Никольского народного театра. В школах учили не только грамоте, но и рукоделию. Уроки вели лучшие мастерицы из Тамбовской губернии. В кустарной мастерской в Никольском трудились до 300 женщин и 20 мужчин.

Как не странно, но мужчины занимались бисерным делом. Мастера участвовали во всероссийских и международных выставках. Рукоделие приносило немалый доход и позволяло многим хозяйствам выбраться из нищеты.

Театральная общественность села Никольского

Соколовы ставили небольшие театральные сценки в семье. Постепенно стали вовлекать в это дело своих знакомых, соседей, крестьян. Зинаида Сергеевна щепетильно подходила к репертуару,  декорациям и костюмам. Возможно, это стало причиной большого успеха маленького театра. Слухи о Никольском народном театре разнеслись по всей округе и дошли до столицы. К участию в постановках приглашали актёров из Москвы, и те с удовольствием играли с никольцами на одной сцене.

Константин Станиславский во время своего приезда в 1902 году посмотрел несколько спектаклей и пришёл в восторг от увиденного. Он как мог звал Зинаиду и Константина в Москву, обещал им главные роли на столичной театральной сцене, но получил вежливый отказ.

Артисты крестьянского театра в Никольском любили репетировать на открытом воздухе

Театр продолжал жить и после отъезда Зинаиды Сергеевны и смерти Константина Константиновича. В 1950-1960-х здесь была яркая и богатая культурная жизнь. Спектакли шли регулярно, большинство ролей исполняли школьные учителя и местные жители. В 1959 году театру присвоили официальное звание «народный».

Наталья Иванова

Фото - culture.govvrn.ru