«Я лакец, дагестанец, чеченец, ингуш, русский, татарин, еврей, мордвин, осетин. Все этнические группы России невозможно перечислить, но я горжусь тем, что я часть этого мира, часть могучего многонационального мира России»
Президент Российской Федерации В. В. Путин
В. В. Путин
«Я лакец, дагестанец, чеченец, ингуш, русский, татарин, еврей, мордвин, осетин. Все этнические группы России невозможно перечислить, но я горжусь тем, что я часть этого мира, часть могучего многонационального мира России»
Президент Российской Федерации В. В. Путин
16+

Сила хорового пения: сотрудничество и успехи

8 октября 2025
313
Сила хорового пения: сотрудничество и успехи

В стенах Детской школы искусств №1, основанной в 1967 году при Воронежском хоровом обществе, сегодня снова царит дух собранного, осмысленного звучания. Уже через пять лет после открытия, в 1972 году, школа получила статус музыкальной, тем самым закрепив свою роль в культурной жизни города. Спустя десятилетия именно традиция хорового образования остаётся её сильной стороной.За этим стоит системная работа отдела хорового пения под руководством заместителя директора по учебно-воспитательной работе ДШИ №1 Елены Васильевой.

- Хор — это особая дисциплина внимания и дыхания, но прежде всего — культура совместного звучания. Мы стараемся, чтобы ребёнок слышал не только себя, но и пространство, которое создаёт коллектив, - говорит Елена Васильева.

По её словам, ключ к успеху — в продуманной методике, аккуратной работе с детским голосом и сопряжении учебного процесса с живыми сценическими задачами. Они реализуются в рамках творческого партнёрства. Отделение оказывает шефскую помощь Православной гимназии во имя святителя Митрофана Воронежского и храму апостола Андрея Первозванного.

- Эти площадки дают детям иной акустический и эмоциональный опыт. Церковный репертуар требует особой собранности, а значит — растит ответственность и вкус, - поясняет Елена Васильева.

Заведующая хоровым отделением Алевтина Замятина добавляет профессиональные детали закулисья.

- Мы очень внимательно распределяем партии, учитывая возраст и тембровые особенности. Подключаем слуховые упражнения, работаем над дикцией. Главная задача — сохранить природный детский голос и при этом научить его звучать в ансамбле, - говорит Алевтина Анатольевна.

Она подчёркивает, что хоровое отделение видит развитие ребёнка шире, чем только сцена.

- Наши учащиеся системно показывают индивидуальные результаты по предмету «фортепиано». Это не просто второе направление — это расширение музыкальных компетенций: развивается слух, ритм, самостоятельность. В итоге и хор выигрывает: интонация становится чище, фразировка — точнее, - полагает Алевтина Замятина.

Контекст, в котором живёт школа, сегодня тоже особенный. 2025 год — юбилейный: страна отмечает 80-летие Победы в Великой Отечественной войне. Во многих учреждениях культуры и образования готовятся памятные программы, разговор о памяти звучит вдумчиво и ответственно. Не остался в стороне и отчётный концерт Детской школы искусств №1. Финалом вечера стал сводный хор хорового отделения, который под руководством Татьяны Ижогиной исполнил произведение Георгия Свиридова «О, Родина, счастливый и неисходный час».

- В зале стояла тишина — та самая, в которой рождается сопричастность. Детские голоса звучали строго и тепло, а музыкальная фраза — осмысленно, без лишнего пафоса. Это наша дань памяти, а для ребят — важный опыт: понимать, что музыка служит не только сцене, но и ценностям, - говорит заместитель директора по учебно-воспитательной работе ДШИ №1 Елена Васильева.

Школа бережно сохраняет связь с собственными корнями, продолжая линию, заложенную с момента основания: хоровое образование — как фундамент, на котором можно строить разную творческую траекторию. От камерных выступлений до больших программ, от церковных площадок до городских сцен. В этом — спокойная, но целеустремлённая стратегия развития: межучрежденческие связи, методическая последовательность и мультипрофильный подход позволяют раскрывать талант без спешки, но с уверенным движением вперёд.

Именно поэтому в Детской школе искусств №1 хор — не только форма выступления, но и язык, на котором дети учатся слышать другого.

- Когда ребёнок понимает, что его голос — часть общего звучания, он меняется. Появляется ответственность, внимание к деталям, уважение к тексту и традиции, - убеждена заместитель директора по учебно-воспитательной работе ДШИ №1 Елена Васильева.

И кажется, что главная победа здесь не в количестве концертов, а в том, как тонко и чёстно складывается единое, живое звучание.

Наталия Восковых

Фото автора