«Я лакец, дагестанец, чеченец, ингуш, русский, татарин, еврей, мордвин, осетин. Все этнические группы России невозможно перечислить, но я горжусь тем, что я часть этого мира, часть могучего многонационального мира России»
Президент Российской Федерации В. В. Путин
В. В. Путин
«Я лакец, дагестанец, чеченец, ингуш, русский, татарин, еврей, мордвин, осетин. Все этнические группы России невозможно перечислить, но я горжусь тем, что я часть этого мира, часть могучего многонационального мира России»
Президент Российской Федерации В. В. Путин
16+

Шаль как связь времён

вчера
48
Шаль как связь времён

В XIX веке в окрестностях Нижнедевицка создавали уникальные, знаменитые на весь мир шали, ставшие культурным наследием Воронежской губернии. Экскурсовод местного музея Татьяна Разгоняева рассказала об истории этих изделий и о том, как они обрели свои удивительные свойства.

 Долгий и трудоёмкий процесс

В начале XIX века была популярна кашмирская шаль. Описание изделий поражает богатством материалов и разнообразием узоров, тонкостью исполнения, свидетельствует о высочайшем уровне развития текстильной промышленности. При этом цена такой шали доходила до баснословных 20 тысяч рублей – суммы, эквивалентной состоянию зажиточного человека.

Это подстегнуло многих предприимчивых людей к попыткам воспроизвести подобное изделие, но с существенно меньшими затратами. Среди них выделяется фигура Веры Елисеевой, помещицы Нижнедевицкого уезда Воронежской губернии, женщины, обладающей деловой хваткой и тонким художественным вкусом. По дошедшим сведениям, в 1800 году в своей усадьбе, которая предположительно находилась в Андреевке или Дмитриевке, Вера Андреевна основала фабрику по производству шалей, используя труд крепостных.



Первоначальный этап производства был крайне сложным и кропотливым. Чтобы постичь секреты изготовления кашмирских шалей, ткачихи под руководством Веры Андреевны в буквальном смысле разбирали на составные части импортные образцы, разделяя нить за нитью, изучая структуру ткани, её узор и технологию плетения. Это был долгий и трудоёмкий процесс, требовавший терпения и внимания к деталям.

Мягкость, теплота и утончённость


Параллельно с изучением техники плетения, десятки русских мастеров, нанятых Елисеевой, трудились над усовершенствованием ткацких станков, адаптируя их под особенности производства. Вера Андреевна, будучи не только дальновидным предпринимателем, но и человеком с высоким уровнем требований к качеству, не жалела средств на важное начинание. Первые нижнедевицкие шали являлись подражанием кашмирским образцам, повторяя их узоры и цветовую палитру. Однако это было лишь временным явлением. Русские мастерицы, обладая глубоким пониманием народного искусства, быстро отказались от слепого копирования. Вместо этого они обратились к богатейшему источнику вдохновения –  русскому фольклору.

Сказки, легенды, завораживающие движения народных танцев стали основой для создания совершенно новых, уникальных узоров. Изменение рисунка было лишь одной стороной дела. Другой, не менее важной задачей, стал подбор сырья. Вера Елисеева, сразу же забраковала пух оренбургских коз и шерсть тибетских, посчитав такое сырьё недостаточно качественным. После длительных экспериментов и поисков Вера Андреевна остановила выбор на пухе сибирских сайгаков. Решение оказалось поистине гениальным.

Благодаря такому выбору нижнедевицкие шали приобрели свои уникальные свойства: невероятную мягкость, теплоту и удивительную утончённость. Каждое изделие изготавливали вручную в течение нескольких лет. Ткали специальными деревянными, кленовыми иглами, предварительно тщательно пропитав их в воске. Лишь иногда использовали ткацкий станок.

Легенда гласит, что шали можно было продеть через обручальное кольцо – настолько была тонкой и прочной работа мастериц. Особое внимание уделялось усовершенствованию технологий окрашивания. Нижнедевицкие мастерицы применяли соки местных растений: подмаренника, плодов крушины, бессмертника, шелухи лука, конопли, медных опилок.



Чтобы изготовить одно изделие, уходило до двух–трёх лет. Они поражали своим размером, достигая, а то и превышая по три метра с каждой стороны.

Широкая известность


Важно отметить, что шали играли важную роль в повседневной жизни женщин разных сословий. Они согревали, служили украшением костюма, показателем статуса и семейного благополучия. Часто становились подарком на важные события, такие как свадьбы, рождение детей и юбилеи.

В итоге изящный аксессуар получил широкую известность и мировое признание благодаря своему качеству, красоте орнамента и искусному исполнению. В уезд приезжали мастера из других стран и покупали не только сами изделия, но и материал для их изготовления. Нижнедевицкие шали выставлялись на выставках. Есть информация, что они пользовались успехом на Первой Всероссийской выставке в Санкт-Петербурге и были удостоены медали.

Фабрика просуществовала полвека. После смерти Веры Елисеевой дело продолжила её сестра. Однако со временем секреты производства были утеряны. Предпринимательство, как оказалось, с родни искусству. Нужен ещё и талант.

– К сожалению, в районном музее нет экземпляра знаменитого изделия, не сохранилось и его изображения. Есть не подтверждённая версия, что экземпляр шали, хранящий память о таланте и трудолюбии нижнедевицких мастериц, выставлен в Лувре во Франции, – рассказала Татьяна Дмитриевна.

Несут в себе отпечаток времени

Жительница Першино Татьяна Рощупкина рассказала, что у неё дома хранится реликвия: шали, передающиеся из поколения в поколение. История предметов одежды тесно переплетена с жизнью нескольких поколений семьи. Шали достались Татьяне Алексеевне от её матери.

– Они несут на себе отпечаток времени. Шали носили на важных семейных торжествах, свадьбах, крестинах. Каждая имела своё назначение. Более нарядная, с богатым орнаментом и вышивкой, предназначалась для торжественных поводов. Другие, более простые, но не менее изящные, надевали в повседневной жизни, но всегда с особой осторожностью, – рассказала Татьяна Алексеевна. – Несмотря на многолетнее использование, вещи сохранились в отличном состоянии. Ткань мягкая, приятная на ощупь, с лёгким блеском. Вероятно, для их создания были использованы лучшие виды пряжи и мастерство рукодельниц.

Татьяна бережно хранит шали, защищая их от времени и неблагоприятных внешних факторов. Для жительницы Першино они – связь между прошлым, настоящим и будущим. Шали она непременно передаст своим детям и внукам.

Мария Мацнева

Фото из архива Татьяны Рощупкиной