Запись для диска Минкультуры Воронежской области — легко! Презентация в Воронеже — пожалуйста! Репетиции и концерты, частушки и страдания. Какой может быть жизнь в 86 лет, и чем она была наполнена до этого возраста — в истории фольклорной исполнительницы из Верхнехавского района Марии Панёвиной.
Звучит гармонь
В марте 2025 года в Воронеже состоялась презентация диска «Звучит гармонь на земле Воронежской». Исполнителями нескольких композиций на нём стали частушечница из Верхней Хавы Мария Панёвина и гармонист из Нижней Байгоры Василий Требунских. Запись делали летом 2024 года, на тот момент обоим музыкантам было ощутимо за 80.
В четвёртый выпуск «Звучит гармонь» вошли мелодии народных песен, танцев, таких как: «Матаня», «Страдания», «Барыня», «Цыганочка», «Яблочко», «Семёновна» и другие.
Каждая «матаня» Марии Панёвиной — это законченная композиция, наполненная юмором, жизнерадостностью. А уж её отличительную припевку знают по всей Воронежской области.
— Через речку быструю я мосточек выстрою. Ходи, милый, ходи, мой, ходи летом и зимой. Ходи летом по лугу, зимой по белому снегу, — пропела Мария Фёдоровна специально для нас. — Представляете, там уже не одна частушка. Это же маленькая песенка такая.
Тот самый диск "Звучит гармонь на земле Воронежской", презентация которого состоялась в марте
В записи диска участвовали только две женщины, и Мария Фёдоровна была самая возрастная.
— Мне 85 лет было, когда мы его записывали. Уже тяжело добираться, хорошо, дочь Марина помогла. Она меня всегда поддерживает, — рассказала Мария Панёвина.
Вообще, эта запись у неё далеко не первая. Она не единожды участвовала в съёмках программы «Играй, гармонь!».
В декабре 2018 года Марию Панёвину, Александру Войнову вместе с Николаем Измайловым пригласила для выступления на свой отчётный концерт руководитель фольклорного ансамбля «Радовесь» Светлана Ревнёва по случаю 25-летия творческой деятельности. Выступление было в Воронеже на сцене Театра юного зрителя.
Неоднократно Мария Фёдоровна с Александрой Николаевной и Николаем Николаевичем выступали со своими частушками в столице Черноземья на городских площадках Губернского фестиваля «Воронеж фольклорный».
Маме было не до песен
Мария Панёвина с детства поёт, исполняет частушки и страдания
Поёт, исполняет частушки и страдания Мария Панёвина с детства, хотя и не было у неё примера мамы и бабушек перед глазами, не до того было — шла Великая Отечественная война.
— Отец ушёл на фронт и не вернулся, и нас у мамы осталось семеро. Самой старшей было 14 лет, я оказалась младшей, мне в 1941 году было всего два года. Хорошо, что мама корову держала, поэтому мы с голоду не умерли. А чтобы зимой не замёрзли, она из Нижней Байгоры в Приваловку за дровами да сухими ветками с санками ходила, — со слезами на глазах вспоминает Мария Фёдоровна.
Дети, конечно, маме помогали, по мере сил занимались собирательством колосков да сухих подсолнухов для растопки на зиму.
— Тяжёлая жизнь у неё была, — рассказывает Мария Паневина. — Она своей маме, бабушке Параше жаловалась иногда, а та говорила ей, помню, «Аксюня, горевать горюй, а руками воюй». Значит, не падай духом, детей надо поднимать. И вот пока она всех нас вырастила, ночами не спала, так что — не до песен ей было. Хотя и голос у неё был прекрасный.
Маленькая Маша всего лишь раз услышала, как поёт мама, но запомнила на всю жизнь:
— Тогда ещё война не замирилась. Я помню, они с соседкой пели — три песни и всё.
В детстве всё воспринимается по-другому — легче, наверное. Вот и Мария Фёдоровна не унывала, а была заводила и егоза. Первой была не только в работе, но и в развлечениях, петь уже тогда любила и дробь бить каблуками.
Пропеть горе, высказать печаль
Марии Панёвиной особенно удаются страдания. Она в них настоящий спец.
— Страдания я полюбила с детства. У нас была родственница Серафима, мы её Симой звали. Она, когда начинала петь страдания, то все в селе собирались её послушать, — вспоминает Мария Фёдоровна. — Страдание поётся как бы в растяжку, пели, как будто душу изливали, хотели горе своё пропеть, печаль высказать. А страдание с припевками, частушками должно иметь общий смысл. Ну, например: «Если б знала, не любила твои глазки голубые. Ох, милёнок, дорогой, голубые глазки. Не видала от тебя я ни любви, ни ласки». Вот первая часть — это страдание, а потом пошла частушка.
Многое Мария Панёвина уже сочинила сама. Такие произведения с припевками в такт, где каждая композиция — это отдельная история, наша собеседница ни у кого не слышала. Но для неё важно, чтобы в них был смысл и радость для окружающих. И всё своё наследство она передаст дочери — Марине.
«Отрада» для души и сердца
Выйдя на пенсию, Мария Фёдоровна стала петь в клубе любителей русской песни «Отрада». Так и получилось, что название коллектива отражает её отношение к исполнению песен, частушек, страданий. Несмотря на больные ноги, Мария Фёдоровна раз в неделю ездит на репетиции. Сейчас она с коллегами готовится к празднованию 9 Мая, когда вся наша страна будет отмечать 80 лет со Дня Великой Победы.
Мария Фёдоровна с дочерью Мариной Дыбовой
— Я очень горжусь своей мамой. Она привила мне любовь и к труду, и к фольклору. Сколько знаю и помню её, она всегда пела и поёт. Из детства помню — когда гладила бельё, стирала, готовила, когда работали в огороде — всегда пела. Все дела делались с песней. Поэтому, наверное, я знаю много народных и старинных песен, частушек. И я тоже очень люблю петь, люблю частушки, - рассказала дочь Марии Фёдоровны Марина Дыбова.
Анна Гаврик
Фото предоставлено Мариной Дыбовой
На верхнем фото: Мария Панёвина с Василием Требунских