В Листопадовке Грибановского района появился музей пухового платка. Экспозицию, названную «Врёмен связующая нить» (6+), создали в местном Доме культуры. В ней собрали экспонаты, посвящённые редкому теперь народному промыслу — вязанию платков из козьего пуха. Участницы ансамбля «Сударушка» рассказали, как ещё совсем недавно школьницы учились вязать платки, какой доход приносил пуховый промысел и почему в большом селе Листопадовке сейчас осталось всего две пуховых козы.
Выходцы с гор
Основой местного пухового промысла была коза.
— Легенда гласит, что казаки войска Донского привезли с собой из походов горных коз, — рассказала руководитель клубного формирования Валентина Глазкова. — Их скрестили с местными козочками, которых наши предки завезли из села Макарово.
Хозяйки ждали, когда пух «поспеет» — начнёт сам хорошо отходить.
— Животное загоняли в тёплое место, обычно в дом или времянку, — рассказала Валентина Глазкова. — Пух не стригли, а выщипывали.
Собранный пух был разного качества и цвета. Тот, что на шее, обычно темнее и длиннее. На животе — светлее. Его сортировали, удаляя колючки и траву.
Потом пух чесали специальными чёсками. Они представляют собой две деревянные прямоугольные щётки с ручками, в центре которых были расположены частые и мелкие металлические зубчики. На одну щётку клали клок пуха, а другой прочёсывали его несколько раз, пока наиболее длинные волокна не отделялись от коротких и не укладывались параллельно. Прочёсанный пух промывали в мыльной пене.
После этого можно было приступать к следующей операции — прядению. Рукодельнице предстояло из нежного, мягкого пуха вытянуть тонкую, ровную по толщине и прочную «струйку». Её напрядали на хлопковую нить.
— В давние времена пряли на веретено, — рассказала Валентина Глазкова. — Женщине надо было обладать терпением и ловкостью рук, чтобы нить получилась ровной, прочной и тонкой. Потянешь чуть сильнее — нить оборвётся, чуть слабее — пряжа будет толстой и неровной. Вытянув нить достаточной длины, пряха сматывала её на веретено и всю операцию повторяла сначала.
Позже на помощь мастерицам пришла самопрялка. Сначала их использовали немногие хозяйки из-за того, что стоили они дорого. Но и пряжа получалась лучше, ровнее. Работать на самопрялке было быстрее, легче и удобнее, поэтому производительность труда значительно повысилась. Со временем деревянные прялки появились в каждой сельской избе.
Готовую пряжу сматывали в мотки. Их замачивали в мыльном растворе при температуре 30 - 40 градусов. Потом хорошо выполаскивали. В последний раз добавляли уксус из расчёта две столовые ложки на ведро воды.
С детства — за спицы
Сельские девчонки учились вязать платки, ещё не сев за школьную парту. Матери давали юным рукодельницам задание. Обычно за день надо было связать один зубец платка.
— Летом мы собирались с подругами у кого-нибудь на пороге и вязали, — вспоминает 76-летняя Нина Мордасова. — Потом бежали купаться на Савалу, на Первую пристань.
Матери платки продавали, а на вырученные деньги покупали юным рукодельницам наряды или сладости.
Платки вязали двухизнаночной гладью. А вот кайма (края платка – прим. ред.) отличалась.
— Серые пуховые платки вязали в пяти районах: Грибановском, Борисоглебском, Новохопёрском, Терновском и Поворинском, — рассказала 76-летняя Нина Мордасова. — У каждого района был свой стиль вязания каймы. У нас — косые зубчики, а в них — узор, напоминающий колоски ржи.
Считалось, чтобы платок получился ровным и красивым, его должна связать одна мастерица.
— Девушка должна была сама заработать себе на приданое, — рассказала Нина Мордасова. — Навязать столько платков, чтобы денег от их продажи хватило на постельные принадлежности и домашнюю утварь. После замужества в новой семье будут смотреть, ловко ли молодая жена управляется с рогачём и чугунами у русской печи. А также, как она вяжет платки.
Козьи доходы
Сейчас у Ольги Новокщёновой осталось две пуховых козы — Розалия и Бородушка. Это чуть ли не последние представительницы породы в Листопадовке.
— Козы хорошие, рука не поднимается от них избавиться, — объяснила женщина.
А было время, когда только у одной хозяйки на подворье насчитывалось до двух десятков животных. Пуховые платки были хорошим подспорьем для сельских жителей.
— Я работала медсестрой, — рассказала женщина. — Получала 75 рублей. Но козы у меня были хорошие, пуховые. За месяц удавалось связать по два платка, за каждый из которых выручала по 120 рублей.
Кстати, цена платков в селе, в зависимости от качества пуха, начиналась тогда от 50 рублей.
Ольга Новокщёнова не бросает ремесло и сейчас. Правда, вяжет только на заказ. За один платок удается выручить 4 тысячи рублей.
70-летней Валентине Поповой в 60-е годы козы помогли построить дом.
— Вязали вдвоём с матерью, а все деньги откладывали, — вспоминает женщина.
Её муж - Виктор Фёдорович, 30 лет был пастухом. Из них 15 лет пас коз из подворий Листопадовки и окрестных сёл. Его стадо насчитывало до 2 тысяч животных.
— Собирали стадо обычно в начале мая, когда появлялась первая трава, — рассказала Валентина Попова. — Рядом с домом сделали для животных загон.
У каждого хозяина была своя мета, по которой определяли принадлежность животного. Располагалась она на ушах. На них делали надрезы и пробои. Описание мет пастух переписывал в специальную тетрадь.
Стадо на всё лето угоняли на луг. Там у пастуха были база и будка.
— Труд пастуха тяжёлый, — вспоминает женщина. — Козы боятся дождя, ветра. В непогоду козлят заносили в будку.
Пастух следил, чтобы животные не объелись зелёной травы. Иначе падежа не избежать. За погибшую козу пастух ответственности не нёс, но и денег за пастьбу уже не получал.
Хитрые и своенравные
— Если одна коза перебралась через Рудочку (так местные жители называют ручей - прим. ред.), всё стадо непременно пойдёт за ней, — рассказала Валентина Попова.
В помощь пастуху были специально обученные собаки. У Виктора Фёдоровича их было две. Они и поворачивали стадо, и следили, чтобы козлята не отставали. Подчинялись собаки свисту и окрику хозяина.
Забирали хозяева коз из стада на Покров — 14 октября. До тех пор, пока ляжет снег, их пасли подённо сами селяне. Чтобы получить качественный пух, коз хорошо кормили. В их рационе было не только сено, но и овёс и кормовая свёкла.
За сезон пастьбы пастух брал полтора рубля с головы. Эти деньги позволяли ему жить безбедно.
— Муж пас коз два сезона. На заработанное мы купили «Москвич», — вспоминает Валентина Попова.
Пуховые платки были хорошим подспорьем для сельских жителей. Потом мода на вязаные изделия прошла. А вместе с ней угас и сельский промысел.
С выставкой «Времен связующая нить» (6+) можно познакомиться в Листопадовском Доме культуры. Он расположен по адресу: село Листопадовка, улица Ленинская, 203а. Часы работы: понедельник — четверг с 9.00 до 18.00, пятница и суббота — с 9.00 до 20.00, воскресенье — выходной.
Елена Шелякина
Фото автора, из архива Валентины Поповой и Галины Киселёвой
Кстати, посмотреть выступление ансамбля «Сударушка» Листопадовского Дома культуры можно в социальных сетях
https://ok.ru/znamyatru/topic/156326615187711