«Я лакец, дагестанец, чеченец, ингуш, русский, татарин, еврей, мордвин, осетин. Все этнические группы России невозможно перечислить, но я горжусь тем, что я часть этого мира, часть могучего многонационального мира России»
Президент Российской Федерации В. В. Путин
В. В. Путин
«Я лакец, дагестанец, чеченец, ингуш, русский, татарин, еврей, мордвин, осетин. Все этнические группы России невозможно перечислить, но я горжусь тем, что я часть этого мира, часть могучего многонационального мира России»
Президент Российской Федерации В. В. Путин
16+

Рожки да ножки

5 сентября 2024
365
Рожки да ножки

В Листопадовке Грибановского района появился музей пухового платка. Экспозицию, названную «Врёмен связующая нить» (6+), создали в местном Доме культуры. В ней собрали экспонаты, посвящённые редкому теперь народному промыслу — вязанию платков из козьего пуха. Участницы ансамбля «Сударушка» рассказали, как ещё совсем недавно школьницы учились вязать платки, какой доход приносил пуховый промысел и почему в большом селе Листопадовке сейчас осталось всего две пуховых козы.

Выходцы с гор

Основой местного пухового промысла была коза.

— Легенда гласит, что казаки войска Донского привезли с собой из походов горных коз, — рассказала руководитель клубного формирования Валентина Глазкова. — Их скрестили с местными козочками, которых наши предки завезли из села Макарово.

Хозяйки ждали, когда пух «поспеет» — начнёт сам хорошо отходить.

— Животное загоняли в тёплое место, обычно в дом или времянку, — рассказала Валентина Глазкова. — Пух не стригли, а выщипывали.

Собранный пух был разного качества и цвета. Тот, что на шее, обычно темнее и длиннее. На животе — светлее. Его сортировали, удаляя колючки и траву.

Потом пух чесали специальными чёсками. Они представляют собой две деревянные прямоугольные щётки с ручками, в центре которых были расположены частые и мелкие металлические зубчики. На одну щётку клали клок пуха, а другой прочёсывали его несколько раз, пока наиболее длинные волокна не отделялись от коротких и не укладывались параллельно. Прочёсанный пух промывали в мыльной пене.


После этого можно было приступать к следующей операции — прядению. Рукодельнице предстояло из нежного, мягкого пуха вытянуть тонкую, ровную по толщине и прочную «струйку». Её напрядали на хлопковую нить.

— В давние времена пряли на веретено, — рассказала Валентина Глазкова. — Женщине надо было обладать терпением и ловкостью рук, чтобы нить получилась ровной, прочной и тонкой. Потянешь чуть сильнее — нить оборвётся, чуть слабее — пряжа будет толстой и неровной. Вытянув нить достаточной длины, пряха сматывала её на веретено и всю операцию повторяла сначала.

Позже на помощь мастерицам пришла самопрялка. Сначала их использовали немногие хозяйки из-за того, что стоили они дорого. Но и пряжа получалась лучше, ровнее. Работать на самопрялке было быстрее, легче и удобнее, поэтому производительность труда значительно повысилась. Со временем деревянные прялки появились в каждой сельской избе.


Готовую пряжу сматывали в мотки. Их замачивали в мыльном растворе при температуре 30 - 40 градусов. Потом хорошо выполаскивали. В последний раз добавляли уксус из расчёта две столовые ложки на ведро воды.

С детства — за спицы

Сельские девчонки учились вязать платки, ещё не сев за школьную парту. Матери давали юным рукодельницам задание. Обычно за день надо было связать один зубец платка.

— Летом мы собирались с подругами у кого-нибудь на пороге и вязали, — вспоминает 76-летняя Нина Мордасова. — Потом бежали купаться на Савалу, на Первую пристань.

Матери платки продавали, а на вырученные деньги покупали юным рукодельницам наряды или сладости.

Платки вязали двухизнаночной гладью. А вот кайма (края платка – прим. ред.) отличалась.

— Серые пуховые платки вязали в пяти районах: Грибановском, Борисоглебском, Новохопёрском, Терновском и Поворинском, — рассказала 76-летняя Нина Мордасова. — У каждого района был свой стиль вязания каймы. У нас — косые зубчики, а в них — узор, напоминающий колоски ржи.

Считалось, чтобы платок получился ровным и красивым, его должна связать одна мастерица.

— Девушка должна была сама заработать себе на приданое, — рассказала Нина Мордасова. — Навязать столько платков, чтобы денег от их продажи хватило на постельные принадлежности и домашнюю утварь. После замужества в новой семье будут смотреть, ловко ли молодая жена управляется с рогачём и чугунами у русской печи. А также, как она вяжет платки.

Козьи доходы

Сейчас у Ольги Новокщёновой осталось две пуховых козы — Розалия и Бородушка. Это чуть ли не последние представительницы породы в Листопадовке.

— Козы хорошие, рука не поднимается от них избавиться, — объяснила женщина.

А было время, когда только у одной хозяйки на подворье насчитывалось до двух десятков животных. Пуховые платки были хорошим подспорьем для сельских жителей.

— Я работала медсестрой, — рассказала женщина. — Получала 75 рублей. Но козы у меня были хорошие, пуховые. За месяц удавалось связать по два платка, за каждый из которых выручала по 120 рублей.

Кстати, цена платков в селе, в зависимости от качества пуха, начиналась тогда от 50 рублей.

Ольга Новокщёнова не бросает ремесло и сейчас. Правда, вяжет только на заказ. За один платок удается выручить 4 тысячи рублей.

70-летней Валентине Поповой в 60-е годы козы помогли построить дом.

— Вязали вдвоём с матерью, а все деньги откладывали, — вспоминает женщина.

Её муж - Виктор Фёдорович, 30 лет был пастухом. Из них 15 лет пас коз из подворий Листопадовки и окрестных сёл. Его стадо насчитывало до 2 тысяч животных.

— Собирали стадо обычно в начале мая, когда появлялась первая трава, — рассказала Валентина Попова. — Рядом с домом сделали для животных загон.

У каждого хозяина была своя мета, по которой определяли принадлежность животного. Располагалась она на ушах. На них делали надрезы и пробои. Описание мет пастух переписывал в специальную тетрадь.

Стадо на всё лето угоняли на луг. Там у пастуха были база и будка.

— Труд пастуха тяжёлый, — вспоминает женщина. — Козы боятся дождя, ветра. В непогоду козлят заносили в будку.

Пастух следил, чтобы животные не объелись зелёной травы. Иначе падежа не избежать. За погибшую козу пастух ответственности не нёс, но и денег за пастьбу уже не получал.

Хитрые и своенравные

— Если одна коза перебралась через Рудочку (так местные жители называют ручей - прим. ред.), всё стадо непременно пойдёт за ней, — рассказала Валентина Попова.

В помощь пастуху были специально обученные собаки. У Виктора Фёдоровича их было две. Они и поворачивали стадо, и следили, чтобы козлята не отставали. Подчинялись собаки свисту и окрику хозяина.

Забирали хозяева коз из стада на Покров — 14 октября. До тех пор, пока ляжет снег, их пасли подённо сами селяне. Чтобы получить качественный пух, коз хорошо кормили. В их рационе было не только сено, но и овёс и кормовая свёкла.

За сезон пастьбы пастух брал полтора рубля с головы. Эти деньги позволяли ему жить безбедно.

— Муж пас коз два сезона. На заработанное мы купили «Москвич», — вспоминает Валентина Попова.

Пуховые платки были хорошим подспорьем для сельских жителей. Потом мода на вязаные изделия прошла. А вместе с ней угас и сельский промысел.

С выставкой «Времен связующая нить» (6+) можно познакомиться в Листопадовском Доме культуры. Он расположен по адресу: село Листопадовка, улица Ленинская, 203а. Часы работы: понедельник — четверг с 9.00 до 18.00, пятница и суббота — с 9.00 до 20.00, воскресенье — выходной.

Елена Шелякина

Фото автора, из архива Валентины Поповой и Галины Киселёвой

Кстати, посмотреть выступление ансамбля «Сударушка» Листопадовского Дома культуры можно в социальных сетях

https://ok.ru/znamyatru/topic/156326615187711

https://vk.com/grb_znamyatruda?w=wall-68716924_46548