«Я лакец, дагестанец, чеченец, ингуш, русский, татарин, еврей, мордвин, осетин. Все этнические группы России невозможно перечислить, но я горжусь тем, что я часть этого мира, часть могучего многонационального мира России»
Президент Российской Федерации В. В. Путин
В. В. Путин
«Я лакец, дагестанец, чеченец, ингуш, русский, татарин, еврей, мордвин, осетин. Все этнические группы России невозможно перечислить, но я горжусь тем, что я часть этого мира, часть могучего многонационального мира России»
Президент Российской Федерации В. В. Путин
16+

Пироги на Акатуй и Сабантуй

24 июля 2023
571
Пироги на Акатуй и Сабантуй

Жительница села Филоново Богучарского района Татьяна Михайленко по национальности чувашка. Более 30 лет она живёт в Воронежской области, не забывая традиций и языка своих предков.

Уникальный язык и дело случая

Она родилась в селе Сюрбей-Токаево Чувашской АССР в большой семье, где росли пятеро детей. Родители её работали в колхозе, поэтому воспитанием подростков в основном занималась бабушка. Она учила внуков не только ведению домашнего хозяйства, но и чувашскому языку.

По данным Всероссийской переписи населения, сегодня в России проживает около 1,44 млн чувашей. Это пятый по численности народ в нашей стране. Многие лингвисты считают, что чувашский язык во многом уникален. Он единственный живой из давно исчезнувшей булгарской языковой группы.

— Я точно помню, как впервые осознанно начала говорить по-чувашски. Затем, когда пошла в школу, стала учить русский язык, а чувашский был в виде дополнительного обучения. Несмотря на то, что после окончания школы я уехала из родных мест, покинула, можно сказать, родную языковую среду, до сих пор могу говорить по-чувашски, — рассказывает Татьяна.

В Богучарском районе Татьяна Германовна оказалась случайно. Как-то она поехала в гости к родственникам в Молдавию и встретила работавшего там уроженца села Филоново Владимира Михайленко. Молодые люди стали встречаться, Татьяна также устроилась на работу. Вскоре они поженились. Однако вскоре из-за сложной социальной обстановки, которая была тогда в Молдавии, супруги Михайленко переехали на родину мужа.

Молодую семью в селе Филоново встретили приветливо. Им предоставили работу в колхозе имени Чапаева, выделили жильё. Владимир устроился водителем, а Татьяна стала животноводом. С разницей в несколько лет у них на свет появились сыновья - Федя и Алёша.

По воспоминаниям Татьяны Германовны, она первое время часто тосковала по своей малой родине, к тому же не с кем было пообщаться на родном языке. Татьяна пыталась в шутку научить своего мужа хотя бы нескольким словам или оборотам речи по-чувашски, но из этого ничего не вышло. Единственное, что осилил супруг, так это счёт до десяти.

Сурпан и рубашка кепе

Уроженка Поволжья старается не терять связи с малой родиной, по возможности с семьей посещает родные места. Да и находясь от Чувашии на большом расстоянии, старается соблюдать старинные обычаи и традиции. Например, для домашних и друзей периодически готовит национальные яства. Одно из них — закрытый пирог хуплу.

Это блюдо обязательно присутствует на больших застольях и при встрече гостей. По словам Татьяны, перед свадьбой невеста обязательно готовит этот пирог и подаёт на праздничный стол. О хозяйской сноровке и домовитости будущей жены гости на свадьбе судят по тому, насколько пирог высок и румян. Если он получился объёмным, то и невеста будет рукодельницей. Начинкой для пирога хуплу является мясной фарш, картофель и лук.

Практически всегда перед тем, как приступить к его приготовлению, Татьяна облачается в кепе — повседневную длинную женскую рубашку с национальными узорами. На неё обязательно надевается вышитый передник. На голове должна быть полоска белой ткани, которая называется сурпан. По словам Татьяны, этот наряд достался ей от мамы - Раисы Афанасьевны.

Татьяна Германовна также рассказала немало интересных фактов из жизни и быта чувашского народа. Например, когда в дом приходят гости, то дети не могут находиться в комнате со взрослыми, тем более за одним с ними столом. Их отправляют в отдельную детскую. В каждом доме принято варить пиво и угощать им гостей и соседей. Особенно во время таких праздников, как Акатуй — окончание посевных работ, и Сабантуй, когда завершаются уборочные работы.

— Раньше у молодёжи популярностью пользовался праздник Улах. Вечером у одной из девушек собирались молодые люди, при этом родителей не должно быть в доме. Девушки, не только веселились, но и показывали своё умение в рукоделии. Юноши наблюдали за всем этим и выбирали себе невест, — продолжила Татьяна.

Мамины песни и ростовые цветы

Сейчас Татьяна Михайленко работает директором Филоновского Дома культуры. Она не только организует культурную жизнь в селе, но и нередко участвует в районных фестивалях, концертах, где исполняет песни, в том числе и на чувашском языке. Зрители всегда с нетерпением ждут её выступлений.

В прошлом году ей представилась возможность самой услышать со сцены песню на чувашском. Её исполнял на городской набережной приезжий гармонист. Оказалось, что он был этническим чувашом. Музыкант заметил, что одна из зрительниц ему подпевает, и подошёл к ней после концерта.

— Было приятно и неожиданно на богучарской земле не только вживую услышать чувашскую мелодию, но и пообщаться на родном языке. Тем более, что со сцены звучала песня про любовь – мамина, самая любимая, — вспоминает Татьяна Михайленко.

В последнее время женщина увлеклась историей села, ставшего для неё родным. Татьяна по крупицам собирает материалы о людях, сыгравших важную роль в его жизни. А ещё Татьяна Германовна увлеклась изготовлением ростовых цветов и светильников. Подручным материалом для этого служат гофрированная бумага и изолон.

В свободное от работы и домашних дел время она пускает в ход всю свою фантазию и изобретательность. В итоге получаются вполне симпатичные и красивые изделия. По словам Татьяны, за десять лет она собственноручно изготовила более двадцати ростовых цветов и около тридцати светильников. Некоторым из них нашли применение в домашних условиях, а большинство теперь находится в помещениях Филоновского Дома культуры.

Владимир Герусов

Фото автора