Маршрут по воронежским адресам знаменитого детского поэта С.Я. Маршака
3 ноября исполняется 137 лет со дня рождения Самуила Яковлевича Маршака. Знаменитый поэт, переводчик и драматург родился в еврейской семье в Воронеже, где он провёл раннее детство и несколько лет взрослой жизни, когда уже начал писать детские стихи. А школьные годы поэта прошли в Острогожске. Предлагаем вам поближе познакомиться с местами, которые хранят память о нашем земляке.
Беззаботное воронежское детство
Будущий поэт родился в 1887 году в еврейской семье Якова Мироновича Маршака и его жены Евгении Борисовны Гительсон. У Самуила Маршака было три сестры – Сусанна, Юдифь, Лия и два брата – старший Моисей и младший Илья. Моисей стал экономистом. Илья (псевдоним Михаил Ильин) был инженером-химиком, а в свободное время писал научно-популярные книги («Рассказы о том, что тебя окружает», «Сто тысяч почему», «Солнце на странице»).
Имя сестры Лии тоже известно читателям. Она писала под псевдонимом Елена Ильина. Её самая известная повесть, основанная на реальной истории, – «Четвёртая высота» о Герое Советского Союза Гуле Королёвой.
Мама поэта была домохозяйкой, но образованной женщиной, зачитывалась Тургеневым, Гончаровым, Диккенсом. Особенно она любила стихотворения английских поэтов и привила любовь к литературе младшему сыну - Самуилу. Отец не имел ни среднего, ни высшего образования, был химиком-практиком, но читал Гумбольдта и Гёте в оригинале, почти наизусть знал Гоголя, Салтыкова-Щедрина. Как мастера его тоже ценили, он был нарасхват и знал особые секреты очистки растительных масел и мыловарения.
Сам Маршак, вспоминая о своих детских годах, проведённых в Воронеже, называл их «самым ясным и спокойным временем». Дом, где он родился, находился в слободе Чижовка (ныне это часть Ленинского района Воронежа) и до наших дней не сохранился.
Городской сад
Яркое детское воспоминание Самуила Маршака связано с городским общественным садом (он находился в том месте, где сейчас благовещенский кафедральный собор). Детей – Самуила и его брата Моисея – редко вывозили в город из слободы.
Когда они попали в город в первый раз, увидели канатоходца. В другой раз они с Моисеем услышали, как играл военный оркестр. Звуки музыки настолько поразили Самуила, что он пустился в пляс. «У меня захватило дух, ноги мои не стояли на месте, руки рубили воздух», - так сам поэт описывал тот день. Посетители парка не могли сдержать улыбку. Но вдруг оркестр умолк и «мир вокруг опять стал будничным», вспоминал поэт. Тогда маленький Маршак со всех ног побежал к беседке и во весь голос крикнул: «Музыка, играй!». Старший брат Моисей, который был свидетелем сцены, в воспоминаниях потом написал, что его брат Сёма в детстве был «огонь, а живость его была необыкновенна».
Школьные годы в Острогожске
В 1893 году семья Маршака начала колесить по стране. Сначала они переехали в Витебск, на следующий год в Покров, в 1895 году – в Бахмут. В Воронежскую губернию они вернулись в 1896 году и поселились в Острогожске. Точнее, сначала в слободе Новая Сотня, но поскольку дети начали учиться в Острогожской гимназии и трудно было до неё из пригорода добираться, то скоро семья переехала в центр города, в двухэтажное деревянное строение, над калиткой которого было крупно написано «Дом Агарковых». Там прошли школьные годы Самуила Маршака. В Острогожске на улице Орджоникидзе, 133, и сейчас находится дом, где семья поэта прожила несколько лет.
В 1902 году произошло судьбоносное событие в жизни Самуила. Одна из его поэтических тетрадей попала известному русскому критику и искусствоведу Владимиру Стасову. Он помог Самуилу переехать в Санкт-Петербург и поступить в одну из лучших гимназий города. Первые стихи Самуила Яковлевича напечатали в 1904 году.
У Самуила было слабое здоровье, и Горький пригласил юношу пожить в Ялте на его даче. Там Самуил пробыл два года.
В Петербург Маршак вернулся в 1906 году. Летом 1911 года он поехал на Ближний Восток в качестве корреспондента «Всеобщей газеты». Во время путешествия познакомился с будущей женой – Софьей Михайловной Мильвидской.
Они поженились и сразу же уехали в Англию учиться. Маршак поступил в Лондонский университет на факультет искусств. Весной 1915 года молодая семья вернулась в Острогожск, а потом переехала в Воронеж.
Квартира на Большой Садовой
В Воронеже поэт жил в доме на ул. Карла Маркса, 72, до 1917 года. Ранее улица называлась Большой Садовой. Маршаку пришлось вернуться на малую родину из крайней необходимости, как пишет в своей книге «Литературная прогулка по Воронежу» краевед Олег Ласунский.
1915 год. Сложное для России время, непростое оно и для поэта. К тому же его омрачило личное горе: недавно трагически умерла его маленькая дочь Натанаэль. Девочка уронила на себя самовар с кипятком.
После смерти ребёнка Самуил Яковлевич пытается найти спасение от горя в работе. Именно в Воронеже поэт решает посвятить себя и своё творчество детям, а также помогать несчастным и обездоленным.
В нашем городе Маршак сначала остановился у дяди по материнской линии – Якова Борисовича Гительсона – в одноэтажном особняке на Большой Садовой, поблизости с памятником Ивану Никитину (сейчас ул. Карла Маркса, 74). В годы Великой Отечественной войны дом был разрушен, и на его месте построили многоэтажный. Затем поэт переехал в соседний дом, который располагался в глубине двора (сейчас Карла Маркса, 72). Там в квартире №1, налево от парадного входа жил его другой дядя – Михаил Борисович. Он и Яков были известными в Воронеже зубными врачами. В этом доме на Большой Садовой (Карла Маркса, 72) Маршак и прожил до отъезда в Петроград в 1917 году.
Квартира была огромной. В ней находились кухня, ванная, три комнаты. Прихожая была настолько широкой, что можно было кататься на велосипеде. Балкон располагался невысоко, и можно было спрыгнуть с него вниз в сад, что иногда и делал поэт. Маршак любил почитать в тишине.
В годы жизни на Большой Садовой Самуил Яковлевич активно занимался общественной работой. Он помогал беженцам из западных губерний России, давал частные уроки английского языка и служил в конторе трубочного завода (улица Революции 1905 года, 31).
В начале 1920-х годов Маршак с семьей переезжает сначала в Кисловодск, а потом в Петроград. Снова в Воронеж он приехал во второй половине 1930-х годов. В это время он уже известный и признанный писатель, любимец детей. Поэт встретился с воронежскими пионерами и, как пишет краевед Олег Ласунский, «с гордостью носил алый галстук почётного пионера».
Наталья Иванова
Фото РИА «Воронеж»