Житель посёлка Рамонь Александр Китаев собрал коллекцию старинных кирпичей с клеймами разных заводов нашей страны. Этих предприятий уже давно нет, но обожжённая глина сохранила память о них и их владельцах на века.
Для чего ставили клеймо
Пенсионер из Рамони Александр Китаев коллекционирует различные старинные предметы: угольные утюги, подковы XIX века, но большую часть собранного составляют кирпичи с клеймами. Их у него примерно полсотни.
Началась эта история 15 лет назад, когда Александр Иванович поехал в Кронштадт. Проходя мимо лютеранского кладбища, он заметил у забора кирпич с фамилией.
— Меня это заинтересовало, и я вынес из этого места целых три кирпича. Показал эти экземпляры своим друзьям, которые жили на окраине Санкт-Петербурга. Был очень рад такой находке, поскольку впервые в жизни увидел клейменые кирпичи. А друзья подарили мне ещё один кирпич с клеймом завода братьев Слепушкиных. Вот так всё и началось, — рассказал коллекционер.
В дореволюционной России ставить клеймо на кирпичах было обязательным условием. Зачем? Согласно преданию, однажды в Санкт-Петербурге развалился дом. После такого случая император Николай I стал лично курировать постройку зданий. Тогда же был издан указ «О мерах для прочной и качественной выделки кирпича». Один из его пунктов повелевал ставить клеймо на кирпиче.
Клеймо завода Якова Васильевича Елисеева, 1910-е годы.
Так это стало своеобразным знаком качества. Чаще всего на изделиях писали имя производителя, фамилию, инициалы. Но, кроме этого, могли поставить название завода или год выпуска.
С разных заводов
У Александра Китаева примечательных кирпичей немало. Всем им более ста лет, и каждый имеет свою историю.
— В моей коллекции очень много дореволюционных изделий, и все они с абсолютно разных предприятий, — говорит Александр Иванович. — Например, на одном кирпиче вы можете видеть надпись «Д.М.С». Она расшифровывается как Дмитрий Михайлович Соболев. Кирпичный завод купца Дмитрия Соболева располагался близ села Усть-Славянка Петербургского уезда. Такое клеймо ставили на изделиях с 1866 по 1885 годы. После этого завод перешёл в руки Ивана Дмитриевича Соболева (вероятно, сына Дмитрия) и на кирпичах стали писать слово «Соболева».
Соболев Дмитрий Михайлович, клеймо ставилось с 1866 по 1885 годы.
Другой производитель занимался изготовлением кирпичей почти 60 лет (в 1860 — 1917 годы). На сформованных там изделиях ставили клеймо «Г.С.Р». Расшифровывалось оно как Григорий Сергеевич Растеряев. Этот человек — почетный гражданин, купец второй гильдии. У него было два завода. Один — в Усть-Славянке, второй — в деревне Щербинка. В 1881 году первый завод разрушился, а второй продолжал производить кирпичи.
Два таких предприятия было и у купца первой гильдии Петра Беляева. Они работали с 1850-х годов вплоть до революции 1917 года. Клеймом здесь была фамилия.
Это клеймо завода, принадлежавшего Евгении Ивановне Спечинской.
— У меня также лежат кирпичи с завода Ивана Баранова — в 1870 – 1880 годах он существовал на реке Неве недалеко от Александро-Невской лавры. Дмитрий Кузьмич Захаров открыл кирпичное производство на реке Ижоре (такое клеймо ставилось с 1870 по 1884 годы). А Братья Слепушкины - Николай и Александр - владели собственным заводом до 1895 года, - рассказал коллекционер.
По всей стране
Экспонаты для коллекции житель Рамони находил в разных уголках нашей страны, большинство — в Санкт-Петербурге и Ленинградской области (в Петергофе, в районе под названием Коломяги, в деревне Новая, в селах Усть-Ижора, Усть-Славянка, Усть-Тосно и даже у бывших Бадаевских складов времен блокады Ленинграда). Есть у него экспонаты из Кронштадта, из села Хотилова между Москвой и Санкт-Петербургом, из Краснодарского края, из Саратова и Саратовской области.
Клеймо завода Фёдора Альфредовича Хилля, Усть-Ижора, 1897-1910 годы.
— Один кирпич из той партии, которую княгиня Евгения Ольденбургская закупала для помощи местным погорельцам (завод по производству находился в Задонске). Есть образец производства финского завода «Kupittaa». Он найден неподалеку от поселка Бор Воронежской области, — рассказал Александр Китаев.
Александр Китаев хранит коллекцию во дворе своего дома и всегда рад любознательным гостям.
Завод Пелагеи Ивановны Миловановой находился в селе Кучино Московского уезда.
— Какие-то клеймёные кирпичи ещё можно повстречать в нашей стране. Они ценны для меня самого. Мне старинные предметы дают полёт фантазии. То есть я держу в руках кирпич, которому сто, а может быть, двести, а может, и триста лет. А ведь эту вещь кто-то до тебя изготовил, кто-то держал в руках. И ты, словно на машине времени, перелетаешь в далекие времена и ощущаешь себя героем того или иного исторического периода. Мне вообще интересно изучать историю нашей страны и жизнь наших предков. Коллекция существует и для того, чтобы, конечно же, пополняться, превращая кирпичи из ненужного хлама в свидетелей исторических эпох.
Тарас Кутузов,
Людмила Грешнева
Фото Тараса Кутузова