«Я лакец, дагестанец, чеченец, ингуш, русский, татарин, еврей, мордвин, осетин. Все этнические группы России невозможно перечислить, но я горжусь тем, что я часть этого мира, часть могучего многонационального мира России»
Президент Российской Федерации В. В. Путин
В. В. Путин
«Я лакец, дагестанец, чеченец, ингуш, русский, татарин, еврей, мордвин, осетин. Все этнические группы России невозможно перечислить, но я горжусь тем, что я часть этого мира, часть могучего многонационального мира России»
Президент Российской Федерации В. В. Путин
16+

Хингалш из русской Гороховки

сегодня
8
Хингалш из русской Гороховки

Муса и Румисат Хачароевы приехали в Эртильский район много лет назад сразу после свадьбы. С работой в Чеченской Республике в то время было сложно, и Муса ездил на заработки в город Орёл, а затем и в Новохопёрск, где молодая семья обосновалась на некоторое время. А потом Хачароевы по совету знакомых переехали в село Гороховку Эртильского района. Это было в 1990 году.

Прикипели сердцем

Окончательного решения о том, что останутся здесь жить, супруги в то время ещё не приняли. Они всё ждали, когда рассмотрят их заявление о выделении земельного участка под строительство на родине. Но в 1994 году, когда Хачароевым сообщили, что участок им выделили, в Чеченской Республике началась война. Так они и остались жить в ставшей родной Гороховке. Купили здесь дом, устроились на работу. Год в доме Мусы и Румисат жили семь родственников, сбежавших от войны.

Гороховцы приняли молодую чеченскую семью доброжелательно.

– Дом мы купили весной, картошку тогда селяне уже посадили. А у нас для посадки ничего не было. Соседи принесли нам семенной картофель  и лошадь во двор пригнали. И даже сами пришли помочь посадить, – рассказывает Румисат Батиевна. – Когда наступила зима, надо было печку топить. Соседи сказали: «Приходите и берите у нас дрова и уголь». Я удивлялась, что нужно печь дровами растапливать, потом уголь засыпать. Ведь у нас в Чечне - и в доме, и во дворе уже был газ. Уголь я никогда и не видела. Со временем многому научилась. На подворье завели корову, быков, птицу. Вот только печку так и не научилась растапливать. Но такой надобности теперь уже нет, так как жильё своё газифицировали.

О жителях села Румисат говорит с теплом. Вспоминает, как соседи помогали ей сидеть с детьми. Их у Хачароевых трое. 

Теперь дети выросли. Сын Мухмад окончил школу, служит в армии. Дочери Лариса и Илина живут в Чечне. 

Муса работает  вахтовым методом в Таловском районе. Румисат ведёт домашнее хозяйство. В своё время работала продавцом, потом на току, на ферме дояркой и даже поваром в местной столовой.

Каждый год Хачароевы ездят на свою малую родину. Не раз брали с собой в такие поездки односельчан. После чего те спрашивали: «Почему вы живёте в Гороховке, ведь у вас в Чечне так красиво и зимы нет?»

– К Гороховке уже прикипели сердцем, – говорит Румисат. – Только по родным скучаю. Поэтому и песни слушаю чеченских певцов и с удовольствием смотрю фильмы «Великолепный век», «Королёк – птичка певчая». Все это напоминает о моей родной стороне. Хочется свою жизнь дожить в Чечне, чтобы уйти в мир иной по своим обычаям. Дети мои, к сожалению, не могут говорить на родном языке, хотя чеченский язык понимают. Сейчас планируем купить трёхкомнатную квартиру или дом в Чеченской Республике. Но дом в Гороховке продавать не будем. Дети сказали, что для них важно приезжать в село, где они родились и сделали первые шаги. Здесь их детство прошло и молодость.

Свадебные обычаи

Мы попросили Румисат рассказать о традициях и обычаях её народа.

– Главное, чему учат детей в чеченских семьях, – уважать старших, с почтением относится к родителям. Если отец зашёл в комнату, все встают. Жена не должна перечить мужу, особенно при посторонних. Потом наедине можно высказать своё мнение, – говорит Румисат Батиевна. - Но умные русские женщины всегда поступают также. Как говориться, нельзя сор из избы выносить.

О свадебных обычаях Румисат рассказала более подробно. Брак в Чечне — это не просто союз мужчины и женщины, это объединение двух семей, а семьи в этой горной республике большие.

Румисат с будущим мужем познакомил его родной брат. После двухнедельного знакомства к её родителям пришли старейшины рода жениха и сказали матери, что их дочь должна выйти замуж за Мусу.

– А я не стала отказывать, хотя и мало его знала. Меня никто не принуждал выходить замуж, хотя такое на моей родине бывает. Девушку и парня могут поставить перед фактом замужества или женитьбы, – поясняет Румисат. – Мула проводит обряд венчания в доме невесты. Прежде чем забрать невесту в дом жениха, молодым обязательно дают наставления. Мула говорит с новобрачной, как она должна вести себя в роли жены, как должна относиться к родителям и родственникам мужа. А жениху даёт наставления старший мужчина их рода.

По словам Румисат, когда молодую привозят в дом жениха, она стоит в определённом месте два дня и ночь, выслушивает родственников жениха, которые подходят поздравить её и сфотографироваться. При этом она не должна разговаривать с гостями. Конечно, её уводят для того, чтобы покормить.

Вспоминая свою свадьбу, Румисат рассказала, что во время этого «стояния» она упала в обморок. Такое происходит со многими чеченскими невестами. Отстояв положенное время, переодевшись во второе платье и надев фартук, новобрачная выходит к гостям. Она идёт с подносом, на который те кладут деньги, но по-прежнему молчит. Заговаривает с гостем только после того, как он выпьет воду из принесённого ему невестой стакана (по его просьбе) и положит в него деньги. А вот собранные средства невестка отдаёт потом свекрови.

Жених не показывается родителям неделю, на свадьбе он отсутствует.

– Наша свадьба длилась неделю. Гостей было очень много, более трёхсот человек. Кроме денег нам подарили мебель, посуду, ковры. Мы сразу обставили две комнаты, – рассказала Румисат.

Любимые блюда

Мы не могли не поинтересоваться, что же Румисат готовит для своих близких. На столе чеченской семьи, как и у многих русских, бывают борщ, лапша, супы, голубцы, тефтели, манты, плов, блинчики. Также на зиму консервируют овощи, ягоды и фрукты. Не забывает хозяйка готовить и национальные блюда: чак-чак, хингалш, жижик галыш.

В России она впервые попробовала блины и это блюдо ей очень понравилось. По душе пришлась и картошка, обжаренная с луком и посыпанная зеленью. А ещё Румисат полюбились мочёные яблоки. Ими когда-то беременную чеченскую девушку угостил сосед. А вот окрошку и мочёные арбузы Румисат так и не оценила.

Марина Глотова

Фото автора

Лепёшки Хингалш с тыквой от Румисат Хачароевой

Чаще всего Румисат готовит дома лепёшки с тыквой Хингалш. Радушная хозяйка не только угостила нас, но и рассказала о секретах приготовления своего деликатеса.

Для этого понадобится:

· мука пшеничная – 600 г,

· кефир – 400 мл,

· лук репчатый –150 г,

· тыква – 400 г,

· сода – 1 ч. л.,

· соль (половина в тесто и половина в фарш) – 1 ч. л.,

· сахар – 3 ст. л.,

· масло сливочное – 150 г.

Просеянную муку нужно замешать с кефиром, добавив соль и соду. Замешанное тесто необходимо поставить в тёплое место на 30 минут. Очищенную от семян тыкву порезать на средние куски и уложить в кастрюлю кожурой вверх. Залить кипятком и варить под крышкой до готовности. Готовую тыкву вынуть из кастрюли, выбрать ложкой мякоть, растолочь её до состояния пюре, добавить мелко нарубленный и обжаренный лук, соль и сахар. Тщательно перемешать.

Созревшее тесто разделать на куски по 200 граммов и раскатать их на лепёшки толщиной 0,3 см. На половину лепёшки равномерно разложить тыкву, накрыть второй половиной, защипать края, придавая изделию форму полукруга. Хорошо разогреть сковороду (без добавления масла или жира). На неё выложить лепёшки и жарить их до готовности (примерно по 2 минуты с каждой стороны по 2 раза). Готовые лепёшки с тыквой смочить с двух сторон кипятком, затем смазать растопленным сливочным маслом. Сложить друг на друга и нарезать на части. Перед подачей полить сверху оставшимся маслом.

К этому блюду можно подать холодное молоко, айран, кефир или горячий чай. Приятного аппетита!