«Я лакец, дагестанец, чеченец, ингуш, русский, татарин, еврей, мордвин, осетин. Все этнические группы России невозможно перечислить, но я горжусь тем, что я часть этого мира, часть могучего многонационального мира России»
Президент Российской Федерации В. В. Путин
В. В. Путин
«Я лакец, дагестанец, чеченец, ингуш, русский, татарин, еврей, мордвин, осетин. Все этнические группы России невозможно перечислить, но я горжусь тем, что я часть этого мира, часть могучего многонационального мира России»
Президент Российской Федерации В. В. Путин
16+

История в рушниках и салфетках

29 августа
167
История в рушниках и салфетках

В посёлке Подгоренском в районном Доме культуры прошла выставка рушников. Её приурочили к 300-летию Воронежской губернии. Одним из организаторов экспозиции стала мастер декоративно-прикладного творчества Елена Лобода. Она рассказала о представленной коллекции,  народном творчестве, традициях и связи поколений.

Божник, блинник, подорожный

Выставка рушников в районном Доме культуры приурочили к Единому дню фольклора. В экспозицию вошли изделия ручной работы из 23 сел Подгоренского района. Возраст рушников — от 50 до 100 лет.

— Мы собрали в одном месте рушники, чтобы люди смогли прикоснуться к нашей истории, самобытной культуре, — говорит Елена Лобода. — Рушники были своеобразным оберегом. Их передавали по наследству от матери к дочери. Они могли десятилетиями храниться в сундуках хозяек. Слово «рушник» произошло от слова «рушить», то есть отрывать, ведь раньше не было ножниц, чтобы отрезать ткань.  

Существовало несколько видов рушников в зависимости от их предназначения, например, свадебный, крестильный, подорожный, хлебосольный, божник, блинник и другие.

— Рушник должен быть целым и непрерываемым как жизнь, а его середина не занятой рисунком, мережкой или кружевами — показывает выставку Елена Александровна. — Каждый узор на изделии имел свой смысл. Лебеди означали верную любовь, голуби — счастье, виноград — изобилие. Изображения птиц должны быть парные, это символизировало любовь и семейное счастье. Также важны цвета узоров. В Подгоренском районе традиционными были чёрный, он означал богатство, красный — солнце, тепло, красоту, белый — чистоту.

Рушник имеет лицевую и изнаночную стороны. Мастерство рукодельницы оценивалось по изнанке, которая тоже должна быть красивой. В те времена говорили, что лицевая сторона была для людей, а изнаночная — для Бога.

В творчестве смысл жизни

С детства Елена Лобода занимается рукоделием: старается не только получить навыки изготовления изделия, но и увлекается историей возникновения той или иной техники.

— Я всегда что-то рисовала, мастерила, кроила, шила и вязала куклам, — говорит мастерица. — Первые навыки рукоделия мне привила мама. Она была родом из хутора Марс, а отец — из села Костомарово. До 17 лет с родителями мы жили в Астрахани, а затем переехали в посёлок Подгоренский. По первому образованию я экономист, работала одно время инженером в Россетях. Но творчество для меня всё-таки не просто увлечение, это смысл жизни. Я прошла переподготовку и получила специальность педагога дополнительного образования (декоративно-прикладное искусство).

Три года назад Елена Александровна стала работать в районном Доме культуры.

— Рукоделию учусь, где придётся: у знакомых, в интернете, смотрю много разных мастер-классов, — говорит Елена Лобода. — Свои навыки передаю участникам кружков «Очумелые ручки» и «Фантазёры». Провожу бесплатные мастер-классы детям и взрослым в Доме культуры.

Игрушки и не только

Став мастером декоративно-прикладного творчества, Елена Лобода сначала занималась изготовлением текстильной куклы, потом ватной игрушки.

— В моей коллекции более 20 текстильных игрушек и около ста ватных, рассказывает мастер. — Мне интересен русский фольклор, жизнь простых людей, поэтому стараюсь делать сюжетные композиции, например, крестьяне идут на покос, или мальчик ведёт корову и играет на рожке, или хозяйка загоняет гусей.

Для изготовления игрушек рукодельница использует только натуральные ткани.

— Раньше ведь не было синтетических материалов, поэтому и сейчас я выбираю лён, хлопок, джут, — говорит Елена Александровна. — Бывает, что нам приносят материалы, что-то находим в своих запасах дома. Ткань обязательно должна быть только с мелким рисунком.

Последние полгода мастер осваивает лоскутную мозаику. Это ещё один вид народного творчества. Прихватки, салфетки, грелка на чайник также выполнены из хлопчатобумажных материалов.

— Я люблю эту технику за её безграничные возможности в создании узоров и цветовых сочетаний. Каждый стежок, каждый подобранный лоскуток — это часть моей души, вложенная в изделие, — говорит рукодельница.

Мастерица активно участвует в районных и областных выставках, где её работы всегда вызывают большой интерес. Вместе с коллегой Светланой Ващенко они подготовили сувениры для Всероссийского фестиваля «Казачье братство», а также для «Праздника мастеров» в Россоши. Елена Александровна с удовольствием делится своим опытом с единомышленниками.

— Хочется, чтобы эта красота не угасала, чтобы молодое поколение тоже могло прикоснуться к нашему богатому культурному наследию, — говорит Елена Лобода. — Ведь в каждом рушнике, в каждой вышитой салфетке, в каждой ватной игрушке заключена наша история.

Людмила Кравец

Фото автора