Цыгане — народ с богатыми традициями и суевериями, которые до сих пор живут по своим обычаям. Динара и Кристина из Таловского района рассказали о жизни по строгим правилам, о многодетных семьях, ярких платках и украшениях, которые являются для них оберегами. Их истории — это погружение в культуру, где каждый жест и предмет имеют особое значение.
За цыганской звездой кочевой
С Динарой и Кристиной мы познакомились на улице в Таловой. Они оказались весьма словоохотливыми и с удовольствием рассказали о своей жизни. А вот фотографироваться отказались наотрез, сославшись на запреты мужей.
— Мне 62 года, — рассказала Динара. — Родилась в Краснодарском крае. Жизнь цыган тогда и сейчас сильно отличается. Когда я была маленькой, вместо домов были шатры. Мы собирались группами до 50 человек и кочевали по всему белому свету. Куда ехать решал барон. Этот человек стоял во главе группы. К его мнению прислушивались, а если надо — обращались за советом. Вопреки мнению многих людей, не все цыгане воруют, употребляют алкоголь или запрещённые вещества. У нас, как у всякого другого народа, есть хорошие и плохие люди.
Когда Динаре исполнилось семь лет, табор отправился в далёкое путешествие в Волгоград.
Цыгане погрузили вещи в повозки с лошадьми, собрали с собой нехитрую провизию. Впереди их ждало более 600 км пути. Ехали долго — почти два месяца.
— Периодически останавливались и делали привалы, — вспоминает Динара. — Места выбирали не только красивые, но и чтобы была вода. Обычно разбивали лагерь на берегах рек. Тут же устанавливали шатры. В них жили целыми семьями. У цыган обычно много детей. Например, мои родители воспитывали пять сыновей и шесть дочерей. Каждому находилось занятие на стоянке. Мужчины ловили рыбу, а женщины готовили еду на костре. С тех времён мне запомнился чай. Такого ароматного я больше никогда и нигде не пробовала. Устанавливали самовар на дровах, заливали воду из реки. Вместо чая добавляли луговые травы: душицу, чабрец. Вечерами пели песни под гитару и танцевали.
Замуж в 12 лет
Стоянка могла продлиться несколько дней. После чего цыгане снова собирали все свои вещи и двигались дальше. Приехав в Волгоград, табор разбил лагерь прямо на окраине города. В нём-то и жила Динара до самого замужества.
— Раньше девочек очень рано выдавали замуж — в 12–13 лет и только с согласия отца. Вернее, он и выбирал будущего мужа, — вспоминает собеседница. — В мою юность всё уже было не так строго. Хотя некоторых традиций всё-таки придерживались. Например, выходить замуж можно было только за цыгана.
Ещё одной традицией было и остаётся носить яркий платок или шаль. При этом незамужние цыганки не носят головной убор. Все наряды отличаются красочными узорами. Отличительной особенностью служит и длина.
— Мы любим всё яркое, — улыбается Динара. — Это не традиция и не обычай, а просто, на наш взгляд, красиво. А вот насчёт длины: ноги нужно прикрывать, иначе муж будет недоволен. Раньше цыганки носили несколько юбок. Считалось, чем их больше, тем состоятельнее семья. На особом счету украшения: кольца, браслеты, цепочки, серьги. Если вы заметили, у многих цыганок на шее бусы из янтаря. Это от злых духов и дурного глаза. Мы — очень суеверный народ и верим в гадания, предсказания, проклятия и колдовство.
Почему же цыганки носят очень много украшений? Иногда на одном пальце может быть два кольца, а на шее — несколько бус. Ответ прост: эта традиция пошла с давних времён. Мужчина в
семье считался главным и мог принять любое решение, не посоветовавшись с женой. Он мог в любой момент выгнать избранницу. При этом всё, что оставалось на цыганке, считалось её собственностью, и забрать это никто не имел права. Таким образом, женщины защищали себя от голодной жизни. Ведь украшения всегда можно было продать.
Уже не гадают
По мнению Динары, в наше время осталось мало цыганок, умеющих гадать или предсказывать будущее. Зато раньше чуть ли не каждая могла рассказать судьбу, увидев только ладонь собеседника или же раскинув карты и поведав, когда же девушка встретит своего суженого.
— Когда я была уже замужем, наш табор снова отправился в путешествие. На этот раз мы ехали в Бутурлиновский район. Там у свёкра жили родственники, — вспоминает Динара. — Эта дорога проходила также, как и предыдущая, только ехали мы месяц. Тогда у меня уже подрастали семеро детей. И я не скажу, что мне было сложно. Это сейчас все жалуются, как тяжело, а ведь у каждого есть дом, а в нём — вода, газ, свет. Еду готовить не надо на костре. Детей возят в колясках, спят они в кроватках. Если молока нет — кормят смесью.
В 2020 году Динара вместе с мужем и детьми перебралась в Таловую. Здесь они купили дом. Все дети уже замужем и женаты, подрастают 32 внука. Семья часто собирается вместе. У цыган принято пышно отмечать праздники. В такие дни стол ломится от угощений.
— Едим мы то же, что и все остальные, — улыбается Динара. — Каких-то национальных блюд нет. Варим борщ и щи, супы, жарим картошку, любим мясо, рыбу и сладости.
Не в деньгах счастье
Сноха Динары, 27-летняя Кристина, поделилась с нами рассказом о своей жизни. Несмотря на возраст, у неё уже шестеро детей. На вопрос, не тяжело ли ей справляться, она отвечает чётко и понятно.
— Больше всего в жизни мы ценим детей, — сказала Кристина. — Деньги, карьера, власть — не главное. Сегодня это есть — завтра нет, а дети навсегда. Они помогут в старости и не бросят родителей умирать в одиночестве. Хоть сколько будет у тебя денег, с собой в могилу их не заберёшь, а после смерти забудут о таком человеке через неделю. Дети же будут помнить своих родителей всю жизнь.
Несмотря на то, что цыгане давно ведут оседлый образ жизни, они всё равно продолжают чтить свои традиции. Например, Динара и Кристина рассказали, что женщинам нельзя краситься. Здесь ценят природную красоту.
— Волосы мы не стрижём, — рассказала Кристина. — Поэтому у всех цыганок они длинные. Мы их заплетаем в косы или же собираем в дулю. До сих пор в некоторых цыганских общинах мужчина может подстричь жене волосы, если она провинилась. Например, изменила или не хочет рожать детей. Если такое произошло, то цыганка считается «нечистой». С этого дня она не имеет права жить вместе с другими родственниками под одной крышей. Но такое случается очень редко.
Ирина Кожанова
Фото сгенерировано ИИ