«Я лакец, дагестанец, чеченец, ингуш, русский, татарин, еврей, мордвин, осетин. Все этнические группы России невозможно перечислить, но я горжусь тем, что я часть этого мира, часть могучего многонационального мира России»
Президент Российской Федерации В. В. Путин
В. В. Путин
«Я лакец, дагестанец, чеченец, ингуш, русский, татарин, еврей, мордвин, осетин. Все этнические группы России невозможно перечислить, но я горжусь тем, что я часть этого мира, часть могучего многонационального мира России»
Президент Российской Федерации В. В. Путин
16+

Богучарская хохлома Фаины Лобастовой

26 сентября
282
Богучарская хохлома Фаины Лобастовой

Одна из участниц проекта «Художественная мастерская «Душегрея», проведывая могилу бабушки в Богучарском районе, обратила внимание на заброшенное захоронение рядом. Оказалось, что это могила Фаины Лобастовой – создательницы знаменитой богучарской росписи. Найдя единомышленников среди других участниц мастерской, в один из вечеров после работы женщины решили исправить ситуацию. Они удалили заросли сорной травы, размышляя в процессе уборки о памяти поколений. Занимаясь живописью сегодня, они захотели узнать историю появления «Богучарской хохломы» – особого вида художественной росписи.

Золотые руки 

В богучарском Доме народного творчества и ремёсел работает одна из первых учениц Фаины Васильевны – Людмила Чижмина. В её умелых руках даже самая простая деревянная заготовка превращается в произведение искусства. А ведь она пришла к этому ремеслу, абсолютно не владея кистью. Просто однажды увидела расписную миску и восхитилась мастерством Фаины Васильевны. Захотелось понять, как можно создать такую красоту?

Ученицы Фаины Лобастовой - Людмила Чижмина и Вера Дегтярева

Перебирая за столом старые фотографии, рядом с Людмилой Алексеевной  сидит бывшая коллега по сувенирному цеху Вера Дегтярева. Она с трепетом вспоминает их работу под руководством Фаины Лобастовой.

– Фаина Васильевна окончила Семёновское художественное училище, родом она была из Нижегородской области. Её сразу назначили главным художником сувенирного цеха Богучарского лесхоза. Тогда хохлому рисовали многие, зачастую используя самый простой вариант орнамента – ягодки. Будучи очень мудрой и талантливой, вдохновившись нашими степными пейзажами, Фаина Васильевна решила создать свой уникальный богучарский стиль росписи. За основу она взяла технику на тот момент уже практически забытого фонового письма – когда по золоту чёрной краской наносят фон, оставляя орнамент золотым, - вспоминает Вера Дегтярёва.

Мастерицы «Художественной мастерской «Душегрея» привели в порядок захоронение родоначальницы «Богучарской хохломы»

К классическим элементам хохломской росписи богучарские мастерицы добавляли привычные глазу ромашки, васильки, шишечки хмеля и усики гороха. При этом изображения получались объёмными за счёт так называемой «разживки», когда на каждый лепесток наносилось множество штрихов.

Худсовет не всегда приветствовал инновации, которые снижали темпы производства. Ягодки рисовались быстрее и проще, соответственно объём выпускаемой продукции и продаж был выше. Но Фаина Лобастова была непреклонна, отстаивала зарождавшуюся богучарскую роспись. Однажды она даже повезла Веру Дегтяреву в Москву на худсовет союзного масштаба. Вера Андреевна до сих пор не может забыть наказ большого профессионала Вероники Вишневской: «Никому не уступайте, держите и развивайте дальше своё уникальное художественное направление».

Певучий цех

Коллектив сувенирного цеха Богучарского лесхоза

Сувенирный цех при Богучарском лесхозе был открыт в 1974 году как особый вид производства. Сначала коллектив ютился в небольшом домике на улице Радченко, а потом для него построили большое двухэтажное здание. В цеху тогда трудились до 50−60 человек. Были налажены производственные линии, каждому мастеру назначалась своя дневная норма, например, простых деревянных ложек каждый художник должен был расписать 30−35 в месяц. Другое дело – изделия для выставок и конкурсов. Ими занимались самые опытные и талантливые мастера, которых не ограничивали во времени. Продукция Богучарского лесхоза вручалась участникам и гостям Олимпиады - 80 в Москве, а работы Людмилы Чижминой были удостоены бронзовой медали ВДНХ СССР.

Самодельная кисть из шерсти кошки до сих пор верой и правдой служит мастеру

Художественной росписью в цеху Богучарского лесхоза занимались в основном женщины. Очень часто здесь можно было услышать протяжные, лирические песни. Стоило одной затянуть знакомую мелодию, как все тут же её подхватывали. Людмила Алексеевна вспоминает, как они химичили, добиваясь нужного цвета лака, как в условиях жёсткого дефицита из одной кисточки №3 умудрялись делать три «единички». У неё даже сохранилась самодельная кисточка, для которой использовалась палочка и шерсть кошки – лучше этой кисти для росписи не сыскать.

Сохранить для потомков

Дело Фаины Лобастовой живёт и поныне. Его продолжают те, кто работал под её руководством ещё в прошлом веке. Уникальные расписные изделия рождаются в Доме народного творчества и ремёсел в Богучаре, а также на предприятии Владимира Польшакова. Именно он 20 лет назад принял волевое решение и сохранил закрывавшийся цех, поменяв его форму собственности. Но если раньше желающих научиться этому ремеслу было много, то сегодня их попросту нет. Ученицы Фаины Васильевны переживают, что через какое-то время эта роспись может быть забыта, как и могила её создательницы. Чтобы не допустить этого, Людмила Чижмина призывает детей и взрослых к себе на бесплатные занятия в Дом ремёсел.

Богучарская роспись – явление уникальное, самобытное, притягивающее взгляды каждого, кто её увидит. Её знают далеко за пределами Воронежской области, ею гордятся богучарцы. Сохранить эту роспись – важно и нужно для всех нас!

Екатерина Улеватая

Фото автора и из архива Людмилы Чижминой и Веры Дегтярёвой