«Я лакец, дагестанец, чеченец, ингуш, русский, татарин, еврей, мордвин, осетин. Все этнические группы России невозможно перечислить, но я горжусь тем, что я часть этого мира, часть могучего многонационального мира России»
Президент Российской Федерации В. В. Путин
В. В. Путин
«Я лакец, дагестанец, чеченец, ингуш, русский, татарин, еврей, мордвин, осетин. Все этнические группы России невозможно перечислить, но я горжусь тем, что я часть этого мира, часть могучего многонационального мира России»
Президент Российской Федерации В. В. Путин
16+

Воронежские яблоки Акрама Аздарова

сегодня
37
Воронежские яблоки Акрама Аздарова

В ФЕРМЕРСКОМ САДУ НА ОКРАИНЕ ПОСЁЛКА ХОХОЛЬСКИЙ БОЛЕЕ 78 ТЫСЯЧ ПЛОДОВЫХ ДЕРЕВЬЕВ

Акрам Аздаров по профессии повар, работал в системе общепита. Садоводом стал, можно сказать, случайно. Хотелось попробовать что-то новое, открыть со временем своё дело. Друзья уговорили взять на пять лет в аренду молодой плодовый сад на окраине посёлка Хохольский, обещали помощь. Акрам взялся за дело серьёзно. Сад за три года стал хорошо ухоженным, а местные жители получили сезонную подработку.

- Я приехал из Киргизии, из городка у живописной Чуйской долины. Семья теперь обосновалась в Воронеже, - рассказал Акрам. - У меня трое детей, со мной живёт мама, ей уже 80 лет. Они меня поддерживают. Знаете, я во время армейской службы уже бывал в этих краях. Нас, солдат, привозили сюда на уборку сахарной свёклы. Видите, как судьба подсказывает дальнейший путь.

Привет от неласкового мая

Легкий октябрьский морозец, до минус двух градусов, не повредил деревца. Яблони поздних сортов стоят, словно зелёные новогодние ёлки, увешанные крупными красными шарами. Три бригады сборщиков бережно срывают плоды с веток и укладывают в ящики. Тракторные тележки отвозят груз в овощехранилище или на завод по производству соков - в зависимости от состояния яблока.

- Смотрите, вот висит большой, красивый плод,- снимает и тут же бросает яблоко на землю арендатор Акрам Аздаров. - При ближайшем рассмотрении находим  на нём маленькое пятнышко, дефект на кожуре. Это последствия майских заморозков, и никакими ухищрениями тут не поможешь. Лежать такой плод будет совсем недолго.

Год назад возвратные холода унесли до 90% урожая. В мае этого года Акрам Аздаров пытался спасти нежные цветки от холода: применял искусственный туман, окуривал посадки дымом от соломенных тюков.

- Процентов 70 цветков спас,- констатирует арендатор. - Но слишком уж много выявилось брака. Так жалко потраченных сил! 

 Уход за садом и весеннюю обрезку деревьев ведут профессионалы, агрономы с большим практическим опытом, кандидаты сельскохозяйственных наук.

За сезон было проведено 18 обработок от болезней, вредителей, внесены необходимые подкормки. Грунт на этом участке таков, что без удобрений деревца станут деградировать.

- Считаю, что сейчас наш сад в идеальном состоянии, - доволен  Акрам Аздаров. - Лист абсолютно чистый, каждое деревце даёт по 15-17 кг плодов. Растения на капельном поливе, подвязаны четырёхрядной опорой. Думаю, тонн 400-450 соберём. Включая падалицу, конечно. Но потенциал – 1200 тонн - пока недостижим.

В ручном режиме

Бригада Елёны Авдеевой, как и две другие, каждый сезон формируется из одних и тех же работников.

- Нас тут 12 человек, все стараются не отставать от общего ритма,- говорит сборщица яблок. - Дневная норма на бригаду составляет восемь тонн. Не скажу, что легко, но справляемся. Каждый из нас должен собрать по 700 кг в смену. Два года назад был такой сильный урожай, что еле убрали. Работаем с восьми утра до пяти вечера. Кто помоложе, достаёт яблоки с верхнего яруса.

Четыре трактора то и дело отвозят собранный урожай по назначению. Падалицы - так здесь называют яблоки с небольшим дефектом - запаковывают в мешки, а хороший товар в надёжных деревянных ящиках уезжает в зимнее хранилище.

- Делали ставку на перспективный сорт Лигол с высокой зимостойкостью и весом ароматного плода до 400 граммов,- поясняет Акрам. - Но у него раннее цветение, уже два года подряд подпадает под заморозки. Интересен сорт Хани Крисп, известный как Медовая свежесть. Имеются летние сорта - Женева, Старкримсон, зимний Глостер. Всего у нас 78 тысяч деревьев. При промышленном выращивании они рассчитаны на 15-17 лет жизни. Потом можно начинать поэтапную замену яблонь.

Акрам Аздаров убеждён, что когда есть азарт, упорство, верность данному слову - почти всё получается.

- Хотелось бы, конечно, продлить свою пятилетнюю аренду,- сказал садовод. - Столько было вложено сил, средств, надежд и ожиданий, что уйти отсюда сложно. Думаю, что время подскажет, как поступить правильно.

Ольга Соболева

Фото автора