Ветерана специальной военной операции Сергея Зюбана мы встретили на соревнованиях по мини-футболу, посвящённых 83-й годовщине освобождения Ольховатского района от немецко-фашистских захватчиков. Он был почётным гостем на мероприятии. Обращаясь к спортсменам, Сергей вспомнил о событиях, которые происходили более года назад. Тогда боец участвовал в освободительных боях в Курской области. Ветеран СВО рассказал нам о своей военной службе и планах на мирную жизнь.
Отодвинуть линию фронта
Сергей Зюбан переехал с семьёй в Ольховатку из Алексеевского района Белгородской области. На родине у мужчины осталась мама.
– Когда начались атаки беспилотников, ракетные обстрелы на Белгородчине и в других наших регионах, я стал задумываться о военной службе, – рассказал Сергей. – Я не проходил срочную службу, но посчитал, что это не является препятствием. Жизнь показала, что в условиях боевых действий можно быстро усвоить главные знания и навыки, необходимые военнослужащему. Я научился всему на ходу. Главное для бойца, считаю, быть собранным, спокойным. При этом не медлить, стараться быстро соображать и действовать.
Сергей заключил контракт в октябре 2023 года. На специальной военной операции он выполнял обязанности штурмовика в составе 810-й бригады морской пехоты. Начинал службу на Херсонском направлении, в районе села Крынки.
– Мы выдавливали противника с островов на Днепре, – объяснил задачи штурмовиков Сергей.
Позже его направили в Курскую область. Боец участвовал в освобождении сёл Шептуховка, Ольговка, Погребки и других.
– Там нам пришлось противостоять не только вражеской пехоте, но и спецподразделению «Птицы Мадьяра» (признана в России террористической организацией. – Прим. ред.), – рассказал мужчина. – Мы действовали под сильным натиском дронов. Было тяжело, но мы старались отодвинуть линию фронта как можно дальше.
Бои за курское приграничье
Сергею особенно запомнились бои за село Погребки.
– Мы зачищали лесополосы, – вспоминает ветеран. – Работать приходилось под жужжание дронов. По звуку полёта я понимал, какого типа «птица» летит и что она с собой несёт, командовал менее опытным бойцам замереть, спрятаться или отпрыгнуть в зависимости от ситуации. Противник сильно огрызался, не хотел уходить из Курской области. Выдавливали мы его постепенно.
Боец отметил, что наших военных атаковали не украинцы, а наёмники из-за рубежа.
– В накаты на нас шли грузины и поляки, самые воинствующие, – рассказал Сергей. – Ну и получали они соответственно крепко.
Однажды бойцы, и Сергей вместе с ними, взяли в плен двух англичан.
– По точке, где мы находились, ночью отработал танк, потом миномёты. Затем мы услышали по рации: «На вас накат!», – рассказал Сергей Зюбан. – Нас на тот момент было больше, чем обычная штурмовая группа. Мы решили действовать на опережение и сами пошли штурмовать позиции противника. Закидали их блиндаж гранатами. Вытащили оттуда двоих. Те оказались англичанами. Они были сильно напуганы, очень сильно. В блиндаже были ноутбук, планшет, оборудование для спутникового интернета. Видимо, англичане координировали действия и думали, что никогда не столкнутся лицом к лицу с российскими солдатами – так они растерялись при виде нас. Надо сказать, вэсэушники не щадили нас, морпехов, ни в бою, ни в плену, как выяснялось. Они ненавидели нас, боялись, так мы им насолили. И мы их в боях тоже не щадили.
От дронов спасали блиндажи и норы
В селе Погребки Сергей Зюбан получил тяжёлое ранение в ногу.
– Мы с товарищем налетели на мину, – рассказал ветеран боевых действий. – Вечером за нами пошла «буханка», но что-то прилетело по ней. Решили выбираться самостоятельно и по отдельности.
Сергей ползком передвигался от блиндажа к блиндажу до точки эвакуации.
– Первые пару дней за мной постоянно охотились дроны, – поделился воспоминаниями мужчина. – Прятался по норам, блиндажам. Путь до точки эвакуации занял восемь дней.
Раненого бойца отправили в госпиталь. Врачи сумели поставить Сергея на ноги. О его тяжёлых травмах сегодня можно догадаться лишь по хромоте и большому шраму на лице.
Сергею понадобился не один месяц на восстановление. Он получил третью группу инвалидности. Несмотря на это, ветеран СВО не собирается оставаться дома, а хотел бы устроиться на работу.
– По профессии я автомеханик, – рассказал Сергей Зюбан. – Работал в Алексеевке наладчиком на производстве. После возвращения со спецоперации мне помогают наладить мирную жизнь в ольховатском филиале фонда «Защитники Отечества», в Центре занятости. Задача на ближайшее будущее – найти подходящую работу по моему техническому профилю.
Вместе с женой Татьяной Сергей воспитывает троих детей. Дочь Василина учится на юриста в воронежском колледже. Старшему сыну Александру десять лет, а младшему Даниилу – пять.
– Однажды, осенью 2024 года, они все вместе приехали ко мне в Курскую область, – вспоминает Сергей. – Повидались со мной, привезли гостинцы. Из фотографий военного периода есть только эти – с семьёй в курском посёлке Учительский.
Тамара Мотаева
Фото автора и из архива Сергея Зюбана
В тему:
Напоминаем, что всем воронежцам, заключившим контракт с Министерством обороны РФ, полагаются единовременная выплата в размере 2,5 млн рублей, статус ветерана боевых действий, а также социальная поддержка со стороны Правительства Воронежской области всех военнослужащих и членов их семей. Например, оказание бесплатного социального обслуживания на дому детям, супругам или родителям участников СВО, признанным нуждающимися в социальном обслуживании. Контракт заключается на срок от одного года со всеми категориями граждан. Подробности – на сайте svoi36.ru, по телефону 122 или в пункте отбора на контрактную службу по адресу: г. Воронеж, улица Фридриха Энгельса, 52.





