Воронежец Михаил Калашников — необычный человек. Смелый спасатель, сотрудник одного из городских подразделений МЧС, награждённый медалью «За отвагу на пожаре» - скажут о нём одни. Талантливый писатель, тонко чувствующий прошедшую эпоху, умеющий передать её «сочным» языком через яркий, захватывающий сюжет — отметят другие. Сразу о двух сторонах личности знают не все.
О книгах
На сегодняшний день в активе Михаила Калашникова четыре выпущенных книги — «Летом 42-го», «Красный демон», «Расплавленный рубеж» и «Челюскин. В плену ледяной пустыни». Книгам предшествовали публикации в «толстых» литературных журналах - «Наш современник», «Сибирские огни», «Роман-газета». А начиналось всё с воронежского «Подъёма». Писатель стал лауреатом престижных всероссийских литературных премий, таких как премия имени Виктора Астафьева, «Щит и меч Отечества», которой награждают писателей, в чьём творчестве отражены идеи нравственности, патриотизма и национальной гордости. Есть и значимые региональные награды, такие как Исаевская премия и премия «Во славу Бориса и Глеба».
Первая из вышедших книг Михаила называется «Летом 42-го». Название не авторское, предложенное издательством в маркетинговых целях. По мнению Михаила, это слишком явная аллюзия на роман Владимира Богомолова «В августе 44-го», по которому снят фильм. Сам же он назвал книгу, впервые опубликованную в «Роман-газете» в 2019 году - «От Купалы до Крещения». Авторское название отсылает к датам оккупации его родного Подгоренского района с 7 июля по 19 января.
- На примере историй жителей сёл Белогорье и Александровка-Донская, в народе — Дуванка, мне, как кажется, удалось показать тяжёлый полугодовой период тревог, героизма, трагедии, страданий – всё, что происходило на этой земле, - рассказывает Михаил.
История второй книги под названием «Красный демон» куда сложнее. После выхода первого романа московское издательство и автор остались довольны друг другом и были готовы к новому сотрудничеству. Михаил несколько лет работал над романом-эпопеей о периоде Гражданской войны. Предполагалось, что книга будет состоять из трёх частей, но постепенно она разрослась до четвёртой. Рабочий вариант рукописи Михаил отправил в издательство.
- Они всем маркетинговым отделом мудрили, в какую серию поместить роман. Там отдельные книги выходят только в сериях, - рассказывает Михаил. - Ответили, что подходящей серии нет. Но сказали, что видят у меня знание эпохи, умение работать с материалом, и готовы заказать другую книгу на эту тему.
О сценплане
Так Михаил впервые столкнулся со сценпланом. Это своего рода творческое задание писателю, в котором обозначено, что хочет получить издательство. Да, работа литератора — не всегда свобода творчества. В данном случае издательству хотелось, чтобы героем романа был бывший контрразведчик из «красного» лагеря, который с помощью диверсии засылается к «белым». Всё это — в жанре шпионского детектива.
- Я сказал, что в таком жанре никогда не работал, но попробую. Работа сразу стала спориться, и буквально за два летних месяца я книгу написал, - вспоминает наш собеседник. - Жанр не предполагал какой-то литературной глубины, нужно было лёгкое чтиво. Но своё «внутреннее я» никуда не денешь, и какая-то философская глубина там прослеживается.
Третья книга рассказывает об обороне Воронежа и в оригинале называлась «Город на трёх мостах». Михаил со студенческих лет мечтал о ней как читатель. Ему казалось, что обязательно должно быть такое произведение, которое поэтапно и в достаточно полном объёме рассказывало бы об этой важнейшей битве. Он с интересом и удовольствием читал Юрия Гончарова, Юрия Нагибина, Ивана Диденко, писавших о борьбе с фашистами за наш город. Но нигде в полной мере не находил того, что искал.
- Мне захотелось самому написать такую книгу. Порядка двух — трёх лет собирал материал. А написал запоем, за 3 — 4 зимних месяца в первый ковидный год. Вышла книга только минувшей осенью, довольно долго ждала своего часа, - рассказывает Михаил.
Четвёртая книга о подвиге экипажа ледокола «Челюскин», которому в этом году исполняется 90 лет, тоже была написана по сценплану и достаточно быстро. Это первое произведение Михаила, идея которого полностью принадлежит издательству. Там решили, что к годовщине событий, неплохо бы издать книгу. И посчитали, что молодой воронежский автор, пишущий на исторические темы, лучше всех справится с задачей.
- Если бы не издательство с их сценпланом, вряд ли бы сам взялся за эту тему, - рассказывает автор «Челюскина». – Но в ходе подготовки стало интересно. Ведь что такое начало 30-х годов? Это «великий скачок», воодушевление. Ещё нет молоха репрессий, с которым у большинства из нас ассоциируется сталинская эпоха. А есть вера в будущее, в то, что общество новое приходит и строит страну, которая нужна именно им. Ещё не слетел угар НЭПа — эдакого разрешённого советского буржуинства. И в литературе ещё не до конца закручены гайки, остаётся свобода творчества вне установленных рамок. Ещё не репрессирован Бабель, не уехал Замятин, невероятно популярен Шолохов. Третья часть «Тихого Дона», кстати, была с собой у Шмидта во время плавания на «Челюскине». По всей стране открывается огромное количество стадионов, театров, домов культуры, музеев, заводов. Если мы возьмём Воронеж и начнём изучать историю вузов, то многие из них появились как раз в начале 30-х — педагогический, медицинский, строительный.
Все четыре книги можно отнести к жанру реалистичного исторического романа. И сам Михаил считает, что его творческое направление вполне сформировалось. Наверное, он не станет отказываться от новых предложений издательства, если они будут поступать. Но в собственных творческих планах у него — всё-таки закончить эпопею о Гражданской войне. Главная трудность — даже не дописать. В этом отношении дело близится к завершению. Сложно будет издать это объёмное произведение. На современном литературном рынке выработался определённый стандарт — книга должна быть прочитана за один день, а это - не больше 320 страниц.
- Историческая правда в романах важна для меня. То, что даётся в рамках школьной программы – достаточно кратко и однобоко. Отсюда у нас многие проблемы, например, непонимание некоторыми людьми причин начала СВО, - считает Михаил. - Взрослого человека ведь не усадишь за учебники. Да и за научно-популярную литературу сложно. Многие российские писатели обращались к историческим темам и достойно справлялись. Вот и я ставлю перед собой такую же задачу.
О профессии
Многие из нас любят покопаться в себе, проанализировать жизненный путь, подумать о том, почему жизнь пошла так, а не иначе. В случае с людьми творческими это часто интересно не только им самим.
- Историческое образование напрямую повлияло на то, что я стал литератором, - уверен Михаил Калашников. – И ещё, пожалуй, то, что не стал педагогом. Если бы стоял с указкой у доски, наверное, не испытывал бы такой потребности в литературном творчестве.
Михаил в 2007 году окончил истфак Воронежского педуниверситета, а историей серьёзно увлекся ещё в средней школе, когда в их пятый класс сельской школы пришёл молодой учитель Валерий Кравец. Для многих мальчишек он стал настоящим наставником, можно сказать, старшим товарищем. Летом ребята отправлялись с ним в полевой лагерь на раскопки.
После вуза Михаил Калашников решил не отлынивать от армии, отслужил положенный год. А потом, с военным билетом на руках, почему-то уже не хотелось думать о возвращении в село, о работе в школе. Тянуло в силовые структуры, выбирал между полицией и МЧС. Движущие мотивы уже и не вспомнить, а может – не хочется.
- Но не жалею нисколько. Опять же, благодаря графику работы сутки через трое остается достаточно времени на мое увлечение литературой, на изучение истории. Благодарен судьбе, что именно так всё сложилось, - откровенничает собеседник.
Впрочем, не исключает, что однажды в том или ином качестве вернётся в школу. Пенсия по выслуге не за горами. Всё чаще зовут на разного рода встречи. Вот недавно побывал в литературной гостиной в школе №95.
Кем же он себя больше ощущает в профессиональном отношении – писателем, спасателем, может быть, историком?
- Наверное, всё-таки больше литератор. Хотя прочтут это мои коллеги, скажут: «Ну, ты чего нас подводишь-то? Ты - пожарный. Разбуди тебя среди ночи, и ты должен схватить рукав, тушить». Когда на дежурных сутках, так оно и получается. Тревога среди ночи заиграла, и никакой ты там не литератор. А просыпаясь дома, конечно, думаешь – сейчас младшего отведу в садик, старшего в школу, и будет три – четыре часа, которые можно посвятить литературе. Да и сама жизнь так складывается, что три дня я литератор, один день – спасатель, - считает Михаил.
Сергей Свиридов
Фото предоставлено Михаилом Калашниковым