«Я лакец, дагестанец, чеченец, ингуш, русский, татарин, еврей, мордвин, осетин. Все этнические группы России невозможно перечислить, но я горжусь тем, что я часть этого мира, часть могучего многонационального мира России»
Президент Российской Федерации В. В. Путин
В. В. Путин
«Я лакец, дагестанец, чеченец, ингуш, русский, татарин, еврей, мордвин, осетин. Все этнические группы России невозможно перечислить, но я горжусь тем, что я часть этого мира, часть могучего многонационального мира России»
Президент Российской Федерации В. В. Путин
16+

Русское поле дагестанцев Рамазановых

28 июня
102
Русское поле дагестанцев Рамазановых

Руководитель ООО «Рассвет» в селе Осадчем Репьёвского района Аскер Рамазанов всегда оставался верен себе. Его атрибутика к 9 Мая каждый год была в соответствии с его личными взглядами и убеждениями. Советская власть дала ему - уроженцу далекого горного поселения в Дагестане - и образование, и место работы. Сейчас, пройдя множество испытаний, включая «перестройку» и последующий за ней развал, он передал руководство своим детищем в руки сыновей. Но Аскер Гаджиевич всё равно помогает им советами, заботиться о земле, которой посвятил большую часть своей жизни. Он хорошо известен в Репьёвском районе своими добрыми делами и уважаем многими односельчанами за них.

Отец и дети

Уехав из родного Дагестана в семнадцать лет, Аскер Рамазанов никогда не прерывал связь с родными. И будучи взрослым, состоявшимся человеком, собираясь поехать за границу, спрашивал разрешения у отца. И уверяет, что если бы тот был против поездки, то он никуда бы не поехал. Аскер Гаджиевич рассказывает, что даже имена всем своим детям они с женой давали, посоветовавшись с отцом. Глубоко его уважая, он и сам старался быть примером для своих детей, и у него это получилось. Всех троих воспитывал в строгости.

– Отец всегда знал, как на нас воздействовать. Часто и долго вёл с нами воспитательные беседы. Умел жёстко пресечь, если мы себе позволяли в чём-то ослушаться родителей или вели себя как-то не так. В школьные годы было правило – мы в двадцать два часа должны быть дома. Бывало обидно, особенно летом, когда знаешь, что твои сверстники ещё гуляют, а ты не можешь себе этого позволить, – вспоминает теперь сын Абдул-Бари.

 Но строгое воспитание дало свои плоды. Абдулу-Бари сейчас тридцать два года, Рамазану – тридцать. У каждого из них – свои семьи. Оба стали хорошими мужьями и папами для своих детей, не курят, не употребляют спиртного. Оба трудолюбивые и ответственные. Вполне заслуженно Аскер Гаджиевич может гордиться сыновьями как продолжателями своего дела.

– Мои сыновья – это восьмое поколение в нашем роду, которое занимается сельским хозяйством. И если раньше я хотел, чтобы они жили в городе, то теперь доволен тем, что могу отойти от дел и положиться на них, – сказал Аскер Гаджиевич.

– Последние три-четыре года отец вёл с нами разговоры о том, что хочет передать управление хозяйством нам. Присматривался, как мы относимся к делу, подсказывал, порой поругивал, проверял состояние нашего духа.  Конечно, когда делал замечания, было неприятно. Но мы понимали, что всё справедливо, а для нас - наука. Он хотел видеть успех, порядок во всём, к этому приучал и нас. Когда задавал вопрос – готовы мы к самостоятельной работе – у нас возникали сомнения, в какой-то мере даже страх: вдруг не получится, – рассказал Абдул-Бари.   

Время молодых

Сам Аскер Гаджиевич планомерно готовил сыновей к тому, что кому-то из них придётся возглавить хозяйство.

– Я сделал то, что хотел, достиг тех целей, которые ставил перед собой. Можно, конечно, двигаться и дальше, но у меня уже нет такого азарта и желания брать какие-то новые вершины. Надо дать дорогу молодым. Поэтому я отошёл от руководства, хотя остаюсь учредителем, – поясняет своё решение Аскер Рамазанов.  

Готовясь уйти с поста директора, он постарался сделать так, чтобы предприятие было экономически крепким. На семейном совете Рамазановы приняли решение, что директором предприятия станет Абдул-Бари. О смене руководства Аскер Гаджиевич сообщил коллективу хозяйства. Люди восприняли назначение старшего сына Рамазанова доброжелательно.

Он возглавил хозяйство чуть более двух месяцев назад, но в кресле руководителя уже чувствует себя вполне уверенно. В сельхозпредприятии Абдул-Бари не новичок. Несколько лет он и его младший брат Рамазан работали вместе с отцом. Абдул-Бари был учётчиком, заведующим током, а Рамазан трудится агрономом.

– Я понимаю весь груз ответственности и перед коллективом, и перед отцом. Он всегда был требователен к нам. Он считает, и это правильно, что со своих – спрос должен быть двойной. Меня устраивает, что он передал оперативное управление, но со стороны наблюдает. Без совета с ним никакие стратегические решения не будут приниматься,  – уверенно говорит Абдул-Бари Аскерович.

– Честно говоря, когда сыновья учились в школе, я не хотел, чтобы они занимались сельским хозяйством, - вспоминает Аскер Гаджиевич. - Каждый, кто работает в этой сфере, знает, какой это тяжёлый труд. Мне самому сложно дался путь становления. Пришлось преодолеть много трудностей, пока хозяйство стало таким, какое оно сегодня – с крепкой материально-технической и финансовой базой, с хорошим коллективом. Порой думаю, как мне хватило сил буквально с нуля начать дело и вывести хозяйство на хорошие позиции?

Был период, когда Аскер Рамазанов искренне хотел, чтобы его дети жили в городе, выбрали такие профессии, которые позволили им отработав положенные часы в офисе, получать зарплату, а в выходные отдыхать. Рамазанов-старший даже подумывал нанять в хозяйство толкового управленца, который будет решать производственные вопросы: как провести посевную, как убрать урожай, как его реализовать, где взять удобрения, как технику содержать в порядке и много других проблем, которые лежат на руководителе.

Притяжение земли

Сыновья, по совету отца, поначалу выбрали профессии, не связанные с сельским хозяйством. Абдул-Бари отучился на юриста. Рамазан поступил в медакадемию, но проучившись там некоторое время, понял, что медицина не та сфера, которая ему интересна. Профессии сельскохозяйственного профиля оказались ближе и понятнее. Поступил в агроуниверситет на агрономию.

Впрочем, врач в семье Рамазановых всё-таки будет. В медицинском университете сейчас учится младшая дочь Рамазановых - София. 

После получения дипломов, Абдул-Бари и Рамазан некоторое время работали в городе. Как говорит старший из братьев, в городе жить было легче, но тянуло в деревню, земля притягивала.

– В городе не хватало простора, видимо. Сказывалась сельская натура. Мы тут выросли, с детства были вовлечены в производственный процесс. Работали на току, ездили с отцом в поля. И нам это нравилось. Процесс затягивал. Понимали, какой объём работы в сельском хозяйстве, поэтому всегда хотелось чем-то помочь отцу, привнести в производство что-то новое и современное. Когда мы вернулись домой на постоянное место жительства, стали работать уже не эпизодически, а постоянно. Полностью погрузились в дело. За последние годы в хозяйстве приобрели мощную технику, мы разработали новый план обработки полей с более глубоким возделыванием земли, – рассказывал Абдул-Бари.

Работая рядом с отцом, сыновья учились его отношению к делу. Для братьев Рамазановых авторитет отца непререкаем. Так было в детстве, так осталось и сейчас. Это в традиции семьи.

Перед Абдулом-Бари отец поставил задачу – удержать хозяйство на том уровне, на котором оно находится сейчас. Но у молодого руководителя - амбициозные планы по развитию сельхозпредприятия, но говорить о них он пока не хочет. Всё-таки, два месяца всего прошло.

Аскер Гаджиевич будет только рад успехам детей.  Он ещё по привычке рано встает, один-два раза в неделю объезжает поля, обсуждает рабочие вопросы с сыновьями. Но груз повседневных забот всё же с себя сбросил. Теперь русское поле дагестанцев Рамазановых - зона ответственности нового директора ООО «Рассвет».

Светлана Сальникова

Фото автора  и архив РИА "Воронеж"