Меружан Карапетян – человек с богатой биографией. Родившись в Армении, он вырос с любовью к русской культуре, уважению к семье и труду – нашёл своё место в России. Сегодня он живёт в Верхнехавском районе, работает инженером и с гордостью делится опытом жизни в двух странах и культурах.
Семейная сага
Меружан Карапетян родился в 1970 году. Его мама Людмила была русской, а отец – Барегам – армянином. До встречи с будущей женой семья Барегама в 1949 году попала под сталинские репрессии. Восьмилетний мальчик несколько лет провёл в Сибири. Именно там он познакомился с русской культурой, влюбился в душевные народные песни, красоту русской природы и славянских девушек. Местные жители полюбили мальчика, хотя звали его Серёжей, а не по армянскому имени. Из трудового лагеря семья вернулась в Армению, где Барегам женился на русской девушке. У молодых сначала появился старший сын – Меружан, а позже родился младший – Роберт.
Родители Меружана - Людмила и Барегам Карапетян
– Папа мечтал назвать меня Вячеславом, но за несколько месяцев до моего рождения старший брат моего отца умер. И меня назвали в честь него – Меружаном. Но дома обычно обращались ко мне по имени Миша, – вспоминает Меружан. – Забегая вперёд скажу, что именами Вячеслав и Анна, которые так нравились моим родителям, я назвал своих старших детей.
Когда Меружан подрос, мама и папа отправили его учиться в Ереванскую русскую среднюю школу имени Андрея Сахарова.
– Мама окончила эту школу, и в те времена считалось, что в русских школах образование лучше. Конечно, армянские школы тоже работали, но преподавание там шло на армянском языке. В большей степени моё поступление именно в это учебное заведение было папиной инициативой, потому что он очень любил русский язык. К тому же окончить такую школу считалось престижным. Тогда в Армении со знанием русского языка можно было получить хорошую работу, особенно ценились специалисты, умеющие говорить грамотно и без акцента, – говорит Меружан.
Мужчина прекрасно выучил и русский, и армянский языки. Однажды парня спросили: на каком языке он думает?
– Это оказался очень интересный вопрос, ведь я никогда не размышлял о подобном. И «покопавшись в себе» понял, что и говорю, и думаю я по-русски.
Да, традиции, привычки, воспитание – в большей части армянские, ведь я вырос там и «впитал» в себя эту культуру, но также я люблю и ценю русские традиции, – объяснил Меружан.
После окончания школы юноша хотел связать свою жизнь с автоделом и решил поступить в профильное учебное учреждение. Таких высших военных командных автомобильных училищ в СССР было всего четыре – три в России: в Уссурийске, Рязани, Челябинске, и одно – в Самарканде, Узбекской ССР. Направление Меружану дали именно в Самарканд, где было свободное место. Он учился там несколько лет, но из-за проблем со здоровьем у отца парню пришлось бросить учёбу и начать работать.
С будущей женой Ольгой Меружан познакомился в Ереване. Познакомил их её брат, когда Меружан вернулся из армии.
– Для меня всегда была примером любовь моих родителей. Та нежность и взаимная преданность, которую они пронесли друг к другу сквозь годы. Поэтому я выбирал будущую жену именно среди русских девушек, – отметил Меружан. – Считаю, что так искренне любить, как любит славянка, не может ни одна женщина в мире.
Россия стала домом
В 1993 году по счастливой случайности Меружан поступил на работу водителем в посольство России в Армении. Всё произошло так: тёща продала квартиру беженцам из Азербайджана, купила сыну в Киеве дом на эти деньги. Но покупатели решили попытаться отнять у женщины и деньги, и квартиру. Семья обратилась в посольство РФ за помощью, потому что было много судебных разбирательств. На приём к консулу пришёл Меружан, который рассказал о произошедшем.
Таким Меружан Карапетян был, работая водителем в российском консульстве
– Консульство тогда только начинало работу в Армении и им были нужны люди. Консул уточнил, есть ли у меня водительские права, и, получив утвердительный ответ, пригласил на работу шофёром. Я, разумеется, согласился. Часть зарплаты давали в долларах, часть в рублях, а часть в местной валюте, – пояснил Меружан. – Чуть позже я сделал гражданство РФ, а когда мой трудовой контракт закончился, мы с супругой решили уехать в Киев.
Большую роль в переезде сыграло то, что в Армении на тот момент была сложная ситуация с электроэнергией. Её подавали всего на несколько минут в сутки, а газа не было вообще.
– Доходило до того, что зимой люди сжигали паркет, чтобы отопить помещение. Поэтому мы решили отправиться в Украину, где на тот момент проживал сын тёщи. Когда я с семьёй приехал в Киев, возник вопрос о прописке, чтобы получить разрешение на работу, – вспоминает Меружан. – Собрав все необходимые документы, я отправился в миграционную службу. Но сотрудник почему-то отказал в процедуре и посоветовал возвращаться в Армению или ехать в Россию, гражданином которой я являлся. На вопрос, в чём причина, объяснений не было.
После неудачной попытки прописки Меружан неофициально устроился на работу и трудился шлифовальщиком паркета. Поднакопив немного денег, семья решила переехать в Россию. Выбор пал на село Верхняя Байгора в Верхнехавском районе.
– 12 октября 1996 года – эту дату я никогда не забуду, - говорит Меружан. – Мы с семьёй в этот день приехали в Россию.
Сначала хотел переехать сюда по статусу вынужденного переселенца. Пришёл в консульство РФ в Украине, получил ходатайство. Предложили переехать в Курскую область, но я выбрал Верхнехавский район и Верхнюю Байгору, потому что здесь жил мой дядя – мамин брат. Он женился на девушке, которая была родом отсюда. Решил быть поближе к родственникам, – вспоминает Меружан Карапетян. – Приехал сюда, прописался у родных и пошёл на работу на товарно-молочном объединении «Верхнебайгорское», где трудился скотником. Конечно, я был далёк от сельского хозяйства, но коллеги научили, как правильно ухаживать за коровами, помогать животным при отёле, обслуживать механическую дойку. До места работы надо было добираться пешком три километра только в одну сторону, но мне этот труд нравился.
На ферме Меружан проработал четыре года, а потом перешёл трудиться в Селекционно-гибридный центр. Начинал мойщиком, работал на доращивании, а потом дорос до инженера. Сейчас трудится на местном предприятии по изготовлению огнеупорных изделий для металлургических комбинатов.
Русские и армянские традиции
В браке у Меружана и Ольги родились два сына и две дочери. Дети – гордость родителей: сыновья Вячеслав и Сергей служат по контракту, дочери Анна и Мэри работают в Воронеже. Дети подарили Меружану и Ольге четверых внуков.
Меружан Карапетян с сыном Сергеем
Как отметил Меружан, русские и армянские традиции во многом схожи, но всё-таки есть различия.
– Одна из традиций, которая мне особенно запомнилась – это традиция перепрыгивания через костёр в праздник Трндез в честь Сретения Господня. Его отмечают 14 февраля, и своими народными гуляньями торжество напоминает и русскую Масленицу, и День святого Валентина, поскольку главные действующие лица праздника – это молодые супружеские пары и просто влюблённые друг в друга юноши и девушки, – говорит Меружан. – По традиции, молодожёны и влюблённые прыгают через костёр, что символизирует единство перед вызовами, с которыми придётся столкнуться. Считается, что если им удаётся совершить прыжок не расцепляя рук, то их семья будет крепкой, а любовь – вечной.
Сольный концерт
Переехав в Байгору, Меружан открыл для себя новое хобби – начал петь. Сначала он стеснялся выходить на публику, но постепенно стал одним из ярких солистов, выступающих на сцене местного Дома культуры.
В свой юбилейный день рождения, 23 ноября, Меружан Карапетян планирует устроить сольный концерт в Нижней Байгоре и выступить перед односельчанами. В его репертуаре песни из советских и российских кинофильмов и сериалов, душевные романсы. На праздничный концерт он ждёт всех, кто готов скрасить осенний вечер в тёплой музыкальной атмосфере.
Меружан Карапетян планирует устроить сольный концерт в Нижней Байгоре
Меружан Карапетян – человек, который нашёл своё место в России. Его история – это пример того, как любовь к семье, уважение к традициям и стремление к лучшему помогают преодолеть любые трудности.
Марина Щедрина
Фото из архива Меружана Карапетяна






