«Я лакец, дагестанец, чеченец, ингуш, русский, татарин, еврей, мордвин, осетин. Все этнические группы России невозможно перечислить, но я горжусь тем, что я часть этого мира, часть могучего многонационального мира России»
Президент Российской Федерации В. В. Путин
В. В. Путин
«Я лакец, дагестанец, чеченец, ингуш, русский, татарин, еврей, мордвин, осетин. Все этнические группы России невозможно перечислить, но я горжусь тем, что я часть этого мира, часть могучего многонационального мира России»
Президент Российской Федерации В. В. Путин
16+

Подружило эртильское поле

сегодня
5
Подружило эртильское поле

В советские годы в сезон полевых работ в Эртильский район приезжали рабочие со всех уголков страны. В народе их называли «завербованными». Для многих из них Воронежская земля стала второй родиной. А узы дружбы соединили их на долгие годы. Вот и Минсуэде Афанасьева (в девичестве Минебаева) и Галина Бердникова (Пиваева) много лет назад остались жить в чернозёмной глубинке.

Завербованные

Татарка Минсеудэ Афанасьева родилась в Чувашской АССР. А в Эртильский район впервые приехала в марте 1979 года. На тот момент ей было всего 16 лет. Минсеудэ из многодетной семьи. У её родителей семеро детей, а она была пятым ребёнком по счёту.

С той поры девушка ежегодно приезжала в совхоз «Красноармейский» на сезонные работы, которые длились с марта по октябрь. Вместе с ней из родной деревни Чичканы Комсомольского района сюда направлялось много молодёжи. Родители этому не препятствовали. В конце сельскохозяйственного сезона «завербованные» привозили с собой не только деньги, но и зерно, сахар, муку.

Тремя годами позже, в 1982 году, в сельское общежитие совхоза «Красноармейский», где жили сезонные рабочие, приехала и мордовка Галина Бердникова. Родом она из села Новое Бадиково Зубово-Полянского района Мордовской АССР. Тоже из многодетной семьи, где росло семеро детей.

В общежитии состоялось первое знакомство Галины с Минсеуде. С него и началась долгая дружба, проверенная годами.

Подруги вспоминают, как происходила «вербовка». В их деревни на грузовой машине приезжал бригадир или управляющий и нанимал на работу, обговаривая условия проезда, заработной платы и проживания. Затем, те, кто согласился, грузили свои вещи в совхозную машину, а сами ехали до места на поезде. На вокзале их встречали и привозили в общежитие совхоза. Туда же доставляли и вещи.

Советский быт

В те годы в отделении совхоза «Красноармейский» построили два общежития, в которых проживало около 40 человек. Для них были созданы все условия: баня, столовая, магазин. В прохладное время для печей привозили дрова. Вечером после работы, приведя себя в порядок, все спешили в местный клуб, особенно в те дни, когда там показывали индийское кино. Работник клуба вместе с активистами организовывал огоньки, вечера и концерты. Галина была активисткой, ей нравилось петь на сцене.

Вспомнили подруги, как ходили пешком на рынок в Эртиль. Асфальтированной дороги в то время ещё не было. Особенно тяжело было добираться до райцентра, когда начиналась распутица.

В посевную девчата работали на сеялках, стоя с утра до вечера на солнцепёке. Ещё одно воспоминание – постоянная пыль. В задачу девушек входило следить, чтобы сеялка не забилась.

Когда заканчивалась посевная, работали на прополке сахарной свёклы.

- Вставали вместе с солнцем, - вспоминают Галина и Минсеудэ, – до жары пололи, потом уходили в общежитие, а когда жара спадала, опять возвращались в поле. Каждая должна была прополоть от четырёх до пяти гектаров. Заканчивался сезон после того, как выкапывали последние корнеплоды.

- Тогда и получали расчёт. Сахар, зерно, муку совхозная машина развозила по нашим сёлам, а мы опять на поезде добирались домой, - вспоминают подруги.

Часто возвращаясь домой, они думали, что больше на заработки никогда не поедут. Зимними ночами снилось, как работали в поле и как не чувствовали ни рук, ни ног от усталости. Но приходила весна, таял снег, и девчата ловили себя на мысли, что ждут, когда же за ними приедут приглашать на работу.

Эртильское гостеприимство

Эртильцы хорошо принимали «завербованных». Помогали в обустройстве на новом месте, кто чем мог. Подкармливали овощами с огорода и поили парным молоком. А когда наступала пора уезжать, приходили провожать всем селом и в дорогу обязательно давали гостинцы.

Подруги, приезжая на сезонные работы, обворожили местных парней. У Минсеуде сложились отношения с местным водителем, пришедшим из армии - Павлом Афанасьевым, а у Галины - с Николаем Бердниковым.

- Наши девчата часто выходили здесь замуж и оставались жить в Эртильском районе, - рассказали Минсеуде с Галиной.

Вот и они тоже остались здесь. Галина и Николай Бердниковы поженились в 1984 году, а Минсеудэ и Павел Афанасьевы зарегистрировали брак в 1985 году. Сначала обе семьи жили с родителями мужей. А затем Афанасьевым предложили жильё на центральной усадьбе в посёлке Красноармейском.

Дружба подруг после замужества только укрепилась. Теперь они стали дружить большими интернациональными семьями. Их дети - почти ровесники. Вместе ходили в садик, а потом и в школу. У супругов Афанасьевых два сына, а у Бердниковых - один. У Минсеуде с Галиной много общих интересов. Они разводят цветы и увлекаются вязанием.

- Мы всегда поддерживаем друг друга. Если нужно принять какое-то решение, то обязательно советуемся, - говорит Галина.

С чего начинается Родина

Спустя годы, обе вспоминают, как родители не хотели их отпускать в далёкий и чужой Эртильский район и даже были против их замужества. Но жизнь у Минсеудэ и Галины сложилась так, что они ни о чём не жалеют.

- Мужья нам достались хорошие. У детей всё здорово, со снохами тоже прекрасные отношения, а внуки нас радуют своими успехами. Что ещё нужно для счастья? Осели мы в Эртильском районе и уже давно стали здесь родными, - говорит Минсеудэ.

- Она теперь для жителей нашего посёлка как завхоз. По всем вопросам к ней идём, - смеётся Галина, рассказывая о подруге. - Дорогу сделать или водопровод починить, лампы на улице поменять – всё к ней, а уже она идёт то в администрацию, то в коммунальное хозяйство. Все пороги обойдёт, а поставленную задачу обязательно решит. Минсеудэ у нас в районе любят и многие знают.

А о том, что у женщин национальность не титульная, никто никогда и не вспомнил. Ну может быть только, когда в клубе на концертах надо было спеть татарские или мордовские песни, которым русские зрители были всегда только рады.

Марина Глотова

Фото автора