«Я лакец, дагестанец, чеченец, ингуш, русский, татарин, еврей, мордвин, осетин. Все этнические группы России невозможно перечислить, но я горжусь тем, что я часть этого мира, часть могучего многонационального мира России»
Президент Российской Федерации В. В. Путин
В. В. Путин
«Я лакец, дагестанец, чеченец, ингуш, русский, татарин, еврей, мордвин, осетин. Все этнические группы России невозможно перечислить, но я горжусь тем, что я часть этого мира, часть могучего многонационального мира России»
Президент Российской Федерации В. В. Путин
16+

По Германии не скучаем!

18 марта
240
По Германии не скучаем!

За два последних года немецкая семья Давыда и Людмилы Маргус успела освоиться в посёлке Начало Россошанского района, где приобрела дом с садом и большим огородом. Супруги из Германии рассказали,  почему уехали из Европы  и предпочли жизнь в России.

Решились на переезд

В Россошанский район из богатейшей страны Евросоюза 55-летний Давыд и 57-летняя Людмила Маргус перебрались в 2023 году. Путь на советскую родину, как называют Россию супруги, был долгим. Родители Давыда и Людмилы по происхождению немцы, жили в Саратовской области. Когда в 1941 году началась война с фашистской Германией, их семьи выслали в Казахстан. Людмила и Давыд выросли в Казахской ССР, там получили образование, после школы познакомились и поженились. У них родились дочь Татьяна и сын Виктор.

Семья жила в северной части Казахстана, в одном из совхозов Павлодарской области. Людмила трудилась в сфере торговли, Давыд был механиком, работал на комбайне. К сельскому быту были привычны. В местечке, где прошло детство, вместе уживались приехавшие в своё время поднимать целину представители различных национальностей большой Страны Советов. Было дружно, весело, просто и понятно.

– С распадом СССР всё начало рушиться, закрывались предприятия, школы, люди оставались без работы. Многие наши родственники перебрались на историческую родину – в Германию. Звали и нас, мы долго не решались, но в 2000 году всё же уехали, – рассказала Людмила Маргус.

В Германии осели недалеко от города Зиген в федеральной земле Северный Рейн – Вестфалия. Чтобы начать жизнь на новом месте, пришлось взять крупный кредит. Они приобрели дом, работали на заводах по 10 часов, а заниматься домашним хозяйством времени уже не было. В Германии супруги Маргус прожили 23 года, но признаются: их всё время тянуло обратно к понятному, знакомому с детства русскому обществу.

– Я довольно часто высказывал в кругу семьи желание вернуться в Россию, ведь она стала преемницей Советского Союза. Хотел этого много лет, пока однажды сын не сказал: «Хватит мечтать, нужно действовать», – говорит Давыд Маргус.

Именно Виктор побудил родителей к активным действиям. Он с супругой Анастасией тоже решились на переезд вместе с ними. Людмиле и Давыду эта поддержка была очень нужна, ведь как они могли уехать за тысячи километров, оставив на чужбине своих детей и внуков? Супруги стали участниками программы переселения соотечественников в Российскую Федерацию и довольно быстро оформили все необходимые документы, получили гражданство РФ. Через год к ним присоединилась и семья сына.

За традиционные ценности

Жена сына Виктора Анастасия тоже русская с немецкими корнями. В начале 2000-х её родители переехали в Германию из Омска. Представители русской диаспоры в эмиграции поддерживают связь между собой. У них принято хотя бы один раз в год встречаться вместе. Проходят специальные русские ярмарки. Переселенцы посещают концерты отечественных звёзд. Поэтому неудивительно, что два русских человека познакомились в чужой стране. Виктор и Анастасия растят двух девочек Мию и Злату.

Для молодых супругов Маргус основным фактором в решении переехать в Россию стал гендерный вопрос. Когда одну из малышек пришло время оформлять в детский сад, воспитатели стали говорить родителям, чтобы в общении с ребёнком они не акцентировали внимание на том, что она девочка. Когда подрастёт, сама решит, кем себя считать. Такое положение дел было неприемлемым для семьи.

– В Германии с 14 лет без разрешения родителей подросток может один раз в год менять пол. При обращении в различные организации в анкетах уже указано не два, а три пола. С моими представлениями о жизни это никак не сопоставимо. Наша семья за традиционные ценности, – отметила Анастасия Маргус.

Во время оформления переселения Давыду и Людмиле предоставили список российских регионов, где можно было бы поселиться. Изначально они планировали осесть в Белгородской области, но когда началась СВО, регион закрыли для переезда. Так как рядом была Воронежская область, решили остановить свой выбор на ней.

– Мы родом из северного Казахстана, поэтому знаем, что такое лютые морозы. В этот раз выбирали более мягкий климат, – говорит Давыд Маргус. – Пока жили в Германии, много путешествовали по России. Были на родине наших предков, даже нашли те холмики, на которых стояли дома родителей. Побывали в Москве, Санкт-Петербурге, Пскове, Нижнем Новгороде, Марий Эл. Черноземье нам больше приглянулось. По Европе тоже поездили, но там всё одинаковое, а в России царит многообразие, нам было здесь интереснее.

Сначала старшие из семьи Маргус временно поселились в Лисках, стали подбирать жильё. Пересмотрели много вариантов в городах Воронежской области, в итоге им понравился дом в россошанском посёлке Начало.

– Во-первых, до города рукой подать. И сама Россошь приглянулась – небольшой уютный город. Есть много мест, куда сходить с детьми. Побывали в парках, скверах, на пляжах, – рассказал Давыд. – Мы не хотели шума большого города, наоборот, тянуло в тишину и к земле.

На подворье супруги сразу завели кур, чтобы давали домашнее яйцо. С улицы приютили собаку, она привела щенков, от которых внуки не смогли отказаться. Теперь во дворе три хвостатых охранника. За два года новоиспечённые селяне успели влиться в общественную жизнь посёлка. Посещают концерты в местном Доме культуры, ведь теперь на мероприятиях выступают их внучки.

Во вкусовых предпочтениях семьи Маргус соединились три культуры – они любят русский борщ, готовят казахские манты и немецкую рульку, начинённую квашеной капустой.

Виктор с Анастасией работают удалённо. Молодые планируют перебраться из Начала ближе к Воронежу, чтобы у дочерей было больше возможностей для развития.

Плюсы и минусы

Поговорили с семьёй Маргус о плюсах и минусах жизни в Германии и России. Они признаются, на улицах европейской страны было чище, чем здесь. Особенно бросается в глаза мусор вокруг баков на контейнерных площадках. И бродячих собак в Германии не было.

Однако переселенцев подкупает отношение людей друг к другу в России. Русские более открытые, общительные. На Западе не принято идти по улице и просто заговорить с кем-то, здесь же стоя на остановке запросто можно завести беседу. За последние годы супруги прошли несколько этапов при оформлении документов в различных инстанциях и везде встречали понимание.

– Здесь мы чувствуем свободу. В Германии не было такого ощущения. Все сферы жизни в этой стране регламентированы. Каждый клочок земли является частной собственностью. Даже в лес за грибами идёшь и боишься нарушить чьи-то права, – говорит Давыд Маргус. – Чтобы порыбачить, нужно сначала пройти обучение и получить на это права, а потом ещё купить разрешение на рыбалку в конкретном месте. Действует много условностей и ограничений.

Людмила Маргус отметила, что у них и европейцев разные представления о свободе. К примеру, захотел немец сегодня быть квадробером и начал изображать животное. Для европейца это называет проявлением свободы.

– Разве это называется свободой? По-моему, она заключается в другом. При этом немцы боятся открыто высказывать своё мнение по вопросам, связанным с однополыми браками, чтобы их не назвали гомофобами, – говорит Людмила Маргус.

Когда началась специальная военная операция, немецкие медиа стали активно дискредитировать российское правительство в глазах местного населения. По Германии распространяется миф, что в наших магазинах пустые полки. Когда супруги ездили в Европу к родным, у них спрашивали коренные немцы, можно ли в России купить колбасу.

– Многие наши родственники тоже думают над тем, чтобы перебраться в Россию, но принять решение не так просто. У каждого свои обстоятельства, – говорит Людмила.

По Германии семья не скучает. Давыд признаётся, его душа успокоилась, он, наконец-то, счастлив. Супруге было бы лучше, если бы и старшая дочь с тремя внуками перебралась из Германии поближе к родителям. Тогда бы и она смогла назвать себя счастливой. Невестка Анастасия тоже скучает по родным, оставшимся в Европе, но о переезде в Россию не жалеет. Именно здесь у семейства  Маргус появилось ощущение Родины.

Ольга Миронова

Фото автора