«Я лакец, дагестанец, чеченец, ингуш, русский, татарин, еврей, мордвин, осетин. Все этнические группы России невозможно перечислить, но я горжусь тем, что я часть этого мира, часть могучего многонационального мира России»
Президент Российской Федерации В. В. Путин
В. В. Путин
«Я лакец, дагестанец, чеченец, ингуш, русский, татарин, еврей, мордвин, осетин. Все этнические группы России невозможно перечислить, но я горжусь тем, что я часть этого мира, часть могучего многонационального мира России»
Президент Российской Федерации В. В. Путин
16+

Осетинские пироги и семейные ценности

2 сентября 2024
395
Осетинские пироги и семейные ценности

Супруги из села Никольское Таловского района Руслан и Людмила Гульчеевы по национальности – осетины, а по вероисповеданию – мусульмане. В России они живут уже 34 года и всё это время чтят традиции своего народа, которые коренным жителям Черноземья наверняка покажутся удивительными. Например, Гульчеевы рассказали, что у осетин принято невесту ставить в угол на три дня до свадьбы, невестке нельзя разговаривать со свёкром, а без осетинских пирогов не обходится ни одно торжество.

Свежий аромат выпечки мы почувствовали ещё на улице. Можно сказать, что по нему и нашли нужный адрес. Глава семьи нас встретил у дома, гостеприимно распахнув его двери. Там на кухонном столе нас уже ждали горячие осетинские пироги. Причём, последний ещё подходил в духовке. Людмила аккуратно его достала и смазала сливочным маслом. Потом прошептала какие-то слова и передала Руслану нож для нарезки. Оказывается, у осетин есть традиция: когда пирог испёкся, нужно пожелать всем здоровья и благополучия. Резать национальное блюдо, как и хлеб, разрешается только хозяину. Если он, конечно, дома.

Осетины придают этим пирогам особое значение. Их готовят на свадьбы, радостные события и поминки. В первом варианте пекут нечётное количество, во втором – чётное.

В русской глубинке

Родились Руслан и Людмила в Северной Осетии. Мужчина – в 1955 году в семье мусульман. Людмила, которая моложе супруга на семь лет, - из православных.

–  Несмотря на разные религиозные взгляды, наша свадьба проходила с соблюдением всех осетинских традиций, – рассказала Людмила Георгиевна. – Для начала невесте положено собрать хорошее приданое. Об этом мои родители позаботились. Покупалось всё, что нужно для новой семьи: мебель, посуда, постельные принадлежности, полотенца, шторы и многое другое. Потом начинались приготовления к самому торжеству. Осетинская свадьба сильно отличается от русской. Там не принято приглашать гостей, все и так придут, а заодно приведут ещё и своих друзей, родственников. Обычно это не менее 1000 гостей. Нашу свадьбу праздновали неделю. Чтобы всех накормить, забили трёх бычков, а овец и кур вовсе не считали.

По традиции свадьба у осетин начинается с интересного обряда. Невесту одевают в национальный наряд, её голову покрывает специальная ткань. В таком виде она должна простоять трое суток в углу дома под охраной братьев. В присутствии заходивших гостей девушка не должна присаживаться, только когда все выходят из комнаты, она может сесть на стул. Еду и воду невесте приносят. А гости все это время празднуют. Причём те, что со стороны жениха. Все подарки и деньги молодожёны должны отдать родителям, ведь именно они несут большие затраты.

Уже в браке невестка ни в коем случае не должна разговаривать с отцом мужа – свёкром. Это расценивается как неуважение. Отец Руслана за всю жизнь не услышал голос Людмилы. Все эти традиции и до сих пор кое-где живы в Северной Осетии.

–  Когда у нас было двое детей, мы решили приехать в Россию, чтобы заработать денег, – продолжила Людмила. – В 1989 году дорога нас привела в село Утиновку, где мы прожили совсем недолго, и спустя год обосновались в Никольском. Здесь нам дали дом, помогли купить корову. Руслан устроился водителем в колхоз, а я занималась домашними делами. Местные жители приняли нас хорошо, но как-то с опаской. Мы же из другой республики, со своими традициями. Так что их можно понять. Поначалу даже своим детям с нашими играть не разрешали.

Но через некоторое время семья Гульчеевых подружилась с соседями и обзавелась друзьями. Всегда улыбчивый и жизнерадостный Руслан стал душой любой компании. И это не удивительно. Мужчина в юности мечтал стать клоуном и выступать в цирке. До сих пор он отличается весёлым нравом.

– Я поступал и даже немного учился в цирковом училище, – рассказал Руслан Маратович. – Но вот как-то не получилось освоить эту профессию. В то время все друзья старались меня переубедить, мол, не мужское это занятие на сцене выступать, да ещё и в наряде.

Переплетение традиций

Странными для осетин остались некоторые здешние блюда, которые они до сих пор не едят. К числу таковых относится окрошка. Когда Руслан её впервые попробовал, подумал, что она прокисла. А вот осетинские пироги в Никольском полюбились, и местные хозяйки теперь их с удовольствием готовят. Людмила Георгиевна охотно делится рецептами.

По своей малой родине Гульчеевы скучают и раз в год обязательно ездят в гости. Иногда их навещают сами родственники.

–  Несколько лет назад к нам приезжала моя свекровь, – вспоминает Людмила. – Она соблюдала все мусульманские традиции. Для коренной осетинки было настоящим шоком, когда она услышала, как ругались матом незнакомые ей люди в посёлке, причём и мужчины, и женщины. У нас на родине такое не принято. Но ещё больше её повергло в шок, что мы завели поросёнка. У мусульман это животное считается нечистоплотным и есть такое мясо нельзя. Свекровь долго возмущалась, а потом и вовсе отказалась от еды, так как в посуде, по её мнению, в какой-то момент времени могла побывать свинина. Пришлось ехать в магазин за новой кастрюлей.

Руслан и Людмила не сами давали своим детям имена. Старшего сына Тамерлана, которому сейчас 37 лет, назвала сестра Руслана. Второму сыну – Заурбеку – имя дала бабушка. Ему сейчас 34 года. Дочку Марину тоже назвали родственники.

–  Для нашей культуры очень важно с уважением относиться к старшему поколению, – говорит Руслан. – В Осетии этому учат с самого раннего детства. Мы тоже старались своих сыновей и дочь воспитывать именно так. Например, за столом нельзя сидеть всем вместе. При отце считается оскорбительным кушать. А когда в дом входит человек, нужно обязательно встать. Также не принято давать деньги взрослым детям. Наоборот, они должны помогать родителям.

Для осетин важно, чтобы женщина не работала. В её обязанности входит обеспечивать уют и воспитывать детей. Людмила этому посвятила всю свою жизнь.

Несколько лет назад женщина увлеклась шитьём. Она берет старые джинсы и делает из них сумки с причудливыми аппликациями.

Есть у неё и ещё одно хобби – плетение из специального шнура. Из этого материала тоже получаются сумки и рюкзачки. Все готовые шедевры с радостью разбирают дочка, снохи и внуки. Сейчас Гульчеевы готовятся к приезду детей и внуков. Тамерлан с семьёй живёт в Московской области, Заурбек – в Борисоглебске, Марина – в Боброве. Каждый год большая семья собирается в уютном доме. Дедушка снова будет кататься с малышами на велосипедах, играть в футбол, а бабушка обязательно побалует дорогих гостей осетинскими пирогами.

Ирина Кожанова

Фото автора