«Я лакец, дагестанец, чеченец, ингуш, русский, татарин, еврей, мордвин, осетин. Все этнические группы России невозможно перечислить, но я горжусь тем, что я часть этого мира, часть могучего многонационального мира России»
Президент Российской Федерации В. В. Путин
В. В. Путин
«Я лакец, дагестанец, чеченец, ингуш, русский, татарин, еврей, мордвин, осетин. Все этнические группы России невозможно перечислить, но я горжусь тем, что я часть этого мира, часть могучего многонационального мира России»
Президент Российской Федерации В. В. Путин
16+

Они его нашли!

24 мая 2023
288
Они его нашли!

Эркинбю Бектенова и её дочь Жибек Сабырова из Киргизии посетили братскую могилу № 573 на хуторе Сибирском Гниловского сельского поселения Острогожского района. Вероятно, на этом месте в 1942 году погиб их дед и прадед Койчукул Торокулов, который был узником концлагеря «Дулаг-191» и с окончания войны числился пропавшим без вести. В течение многих десятилетий семья разыскивала место его упокоения.

Сделали всё возможное

Койчукул Торокулов был призван на фронт в марте 1942 года в городе Джалал-Абаде Киргизской ССР. Служил рядовым красноармейцем. До войны мужчина работал продавцом в местном сельском магазине в селе Бурганды.

— У дедушки было шестеро детей: пять сыновей и одна дочка, моя мама Суксур Койчукуловна. Когда война закончилась, семье сообщили, что мой дед пропал без вести. Последнее письмо от него было получено в январе 1943 года. Только несколько лет назад мы узнали, что он был пленен ещё в августе 1942 года в Сталинграде. А письмо пришло с задержкой по вполне понятным причинам. Дети долгие послевоенные годы пытались найти хоть какую-то информацию о Койчукуле. Сейчас их уже нет в живых. Моя мама всю жизнь со слезами вспоминала своего отца: надежда на то, что он жив, сменялась отчаянием. Я чувствовала, что мой долг — узнать о его судьбе, найти его могилу, посетить её и провести обряд, который принято проводить на похоронах в Киргизии, — рассказала внучка солдата Эркинбю Бектенова.

К 75-летию Победы в 2020 году со многих военных документов был снят гриф «совершенно секретно». Архивы опубликовали на сайтах Министерства обороны РФ. Именно там Эркинбю Шамбетовна увидела карточку военнопленного, которая была найдена в немецких архивах концентрационного лагеря «Дулаг-191».

— Я в школе изучала немецкий язык, поэтому смогла прочитать данные. Но не так хорошо, чтоб понять содержание полностью. Мне пришлось искать переводчика. Фамилия была указана другая, но схожая по звучанию. Так же, как и район, откуда был призван мой дед, был написан Ляйлякский, а не Ленинский. Многие киргизы заменяют букву «Н» на «Л» в устной речи. Эти ошибки возникли из-за особенности произношения. Дедушка не говорил по-русски. Он назвал своё имя и место жительства на киргизском, а фашисты через русского переводчика записали эти данные на слух, отсюда и вышла путаница, — рассказала Эркинбю Шамбетовна.

Методом исключения и логического анализа стало понятно, что карточка военнопленного лагеря «Дулаг-191» принадлежит Койчукулу Торокулову. Его родственники узнали, что в концлагерь в Острогожске он был этапирован 3 сентября 1942 года, а 27 октября - погиб.

Обстоятельства трагедии удалось установить по показаниям очевидцев, жителей хутора и комиссии политуправления Воронежского фронта.

— Ночью в помещениях концлагеря начался пожар. Люди пытались выбежать на улицу, но охрана заперла двери и не давала возможности покинуть бараки. Крики раненных и умирающих людей были слышны издалека. Во время пожара сгорели, погибли от удушья, были расстреляны или позже скончались в лазарете более 550 человек, — рассказал историк-краевед Виктор Стрелкин.

Покойтесь с миром

— Я очень хотела посетить могилу деда. Путь нам предстоял неблизкий. Сначала от Бишкека до Москвы. Потом до Воронежа и в Острогожск. Сейчас, находясь здесь, я испытываю удовлетворение от того, что я это сделала. Десятилетиями наша семья пыталась узнать о судьбе деда, и теперь эта загадка разгадана и у всех на душе стало легче. Огромная благодарность всем тем людям, которые увековечили память погибших советских солдат, кто занимается их поисками, кто содержит мемориалы в чистоте и заботе, — сказала Эркинбю Шамбетовна.

На месте братской могилы установлен металлический обелиск с красной звездой наверху. На нём табличка с именами опознанных бойцов — всего четыре имени. Позже удалось опознать ещё одного — Пахата Биджиева. Его родственники также приезжали на хутор Сибирский несколько лет назад, чтобы отдать дань памяти. Ниже табличка с картой строительства «берлинки» и размещения концлагерей возле объекта, а также надпись о причинах массовой гибели пленных советских солдат. За обелиском установлена небольшая часовня в виде металлической беседки с церковным куполом наверху.

— Пять семей приезжали почтить память своих родственников, погибших на хуторе Сибирском. Администрации района и сельского поселения оказывают им поддержку и помощь в поисках. Для нас важно хранить память о героях, которые отдали свою жизнь за нашу Родину. Мы передадим эту почетную обязанность нашим детям и внукам, — сказал глава Гниловского сельского поселения Александр Журавлев.

Эркинбю Бектенова и её дочь Жибек Сабырова привезли землю со своей Родины. По традиции киргизов, умерших хоронят мужчины. За каждого сына Койчукула они по горстке земли развеяли над местом захоронения красноармейцев и прочитали молитву. С собой они взяли часть земли с братской могилы №573, чтоб развеять её над захоронениями родственников на Родине.

Татьяна Лескова

Фото Александра Юрковского