«Я лакец, дагестанец, чеченец, ингуш, русский, татарин, еврей, мордвин, осетин. Все этнические группы России невозможно перечислить, но я горжусь тем, что я часть этого мира, часть могучего многонационального мира России»
Президент Российской Федерации В. В. Путин
В. В. Путин
«Я лакец, дагестанец, чеченец, ингуш, русский, татарин, еврей, мордвин, осетин. Все этнические группы России невозможно перечислить, но я горжусь тем, что я часть этого мира, часть могучего многонационального мира России»
Президент Российской Федерации В. В. Путин
16+

Не родились, но пригодились

24 октября 2023
264
Не родились, но пригодились

Курбан и Умукулсун Гасановы приехали в Острогожский район из Дагестана в 1988 году. Поселились в селе Хохол-Тростянка, где и проживают 35 лет. Все годы они честно трудились и воспитали троих детей, а теперь с удовольствием занимаются внуками.

Зимний переезд

Курбан и Умукулсун родились в Дагестане. На территории республики проживают представители свыше 30 коренных национальностей, более 110 наций и народностей, с самостоятельными языками и диалектами, культурой и богатыми традициями. Супруги Гасановы разговаривают на бесписьменном агульском языке, который имеет пять диалектов. В школе, где они учились, уроки велись на русском языке, поэтому молодые люди хорошо его знали с детства.

— Поженились мы, когда мне было 19 лет. Мой муж в этом же году ушёл в армию. Служил на Северном флоте. Я его ждала три года. Затем узнали, что в колхоз в Острогожском районе требуются работники, — рассказала хозяйка дома Умукулсун.

В колхозе молодым людям предложили не только рабочие места, но и обучение. Выделялась жилая площадь. Когда Гасановы решились на переезд, у них уже было двое детей: старший сын Гасан и дочь Марият.

— Мы были готовы и хотели работать, поэтому согласились. Но поначалу было очень сложно. Мой муж три года провёл за пределами малой родины, когда проходил срочную службу, и привык к другому климату. А я до этого совсем никуда не уезжала. И когда мы приехали в село зимой, мне стало страшно. Абсолютно не тот климат, что у нас на родине. Холодно было очень, снега много, я первый месяц буквально плакала, — рассказала Умукулсун Гасанова.

Но в работе, домашних делах и заботе о семье шли дни, и супруги привыкли. И к прохладным зимам, и к местному менталитету, и к здешним традициям. Подружились с соседями, завели хозяйство.

Жизнь на новом месте

Первое время Курбан работал скотником, затем учётчиком. По направлению колхоза молодой человек выучился на зоотехника и был назначен заведующим на животноводческой ферме. После того, как фермы не стало, устроился заведующим складом на предприятии в «Агро-Острогожск». Работает там и сейчас. Курбан Гасанов за добросовестный труд был много раз награжден благодарностями и почётными грамотами от администрации района и предприятия. Дважды за его успехи и достижения отмечен благодарностями от Министерства сельского хозяйства России.

— Мы с женой всегда добросовестно выполняли свои трудовые обязанности. Помимо этого, вели домашнее хозяйство. И сейчас держим коров, птицу, овец, их у нас около 150. В будние дни, когда мы со старшим сыном работаем, овец пасут жена и невестка. По выходным они отдыхают и эти обязанности выполняем мы с Гасаном, — рассказал Курбан.

В Хохол-Тростянке у Гасановых родился третий ребенок — сын Суфиомар. Все дети закончили местную сельскую школу. А после получили высшее образование. На свою историческую родину никто не поехал. Старший сын со своей семьёй остался жить с родителями. Дочка вышла замуж и живёт в Москве. Младший — переехал в Белгород.

Национальные традиции

Все дети в семье Гасановых, по словам родителей, прекрасно разговаривают на родном агульском языке. Это потому, что родители дома общались только на нём. Сказки и колыбельные для своих малышей Умукулсун также рассказывала и пела на агульском и молилась на родном языке.

— Несмотря на то, что дети знают наш язык, все равно русский им более родной. Мы с мужем на русском говорим с акцентом, а дети на агульском говорят с русским акцентом. Для них село Хохол-Тростянка — родной дом. Мы с мужем тоже воспринимаем это место как свой дом. Примерно два раза в год ездим на родину, но оттуда всегда тянет обратно, в наше острогожское село, — рассказала Умукулсун.

Дети Гасановых женились уже в современных российских традициях, а вот у Курбана и Умукулсун свадьба проходила в традициях их народа. Жених с невестой не общались друг с другом до брака, а в свадебных торжествах участвовали все жители селения. Свадьба проходила раздельно — в доме жениха и в доме невесты. После этого невеста отправилась в дом жениха. Там свекровь угощала её медом. После этого молодая жена обязана была подчиняться мужу и его старшим родственникам. Эта традиция до сих пор осталась в семье Гасановых, младшее поколение почитает старших и слушается. Поэтому в семье не бывает криков и ругани.

По мусульманским и государственным праздникам вся семья собирается вместе. В эти дни готовят традиционные дагестанские блюда, такие как хинкал, чуду. Чуду — это своеобразный тонкий пирог, похожий на лепёшку, который готовится из пресного теста. Чуду (с ударением на последний слог) бывает тонким и толстым с начинкой из мяса, картофеля и лука.

— Раньше на нашей улице было много домов, соседей было очень много, все - хорошие люди. По праздникам мы всех приглашали к себе в гости, угощали, веселились, общались. Сейчас почти все уехали, а некоторые ушли из жизни. Поэтому на праздниках мы собираемся только своей большой семьей. Иногда к нам приезжают наши родственники, которые живут не только в Дагестане, но и в других регионах России, — рассказал Курбан Гасанов.

Семья Гасановых не жалеет, что переехала однажды в Хохол-Тростянку. Здесь они обзавелись уютным домом, крепкой семьей, любимой работой и хорошими друзьями, сохранили свои национальные традиции и познакомились с местными. Что ещё нужно для счастья?

Татьяна Лескова

фото Александра Юрковского