«Я лакец, дагестанец, чеченец, ингуш, русский, татарин, еврей, мордвин, осетин. Все этнические группы России невозможно перечислить, но я горжусь тем, что я часть этого мира, часть могучего многонационального мира России»
Президент Российской Федерации В. В. Путин
В. В. Путин
«Я лакец, дагестанец, чеченец, ингуш, русский, татарин, еврей, мордвин, осетин. Все этнические группы России невозможно перечислить, но я горжусь тем, что я часть этого мира, часть могучего многонационального мира России»
Президент Российской Федерации В. В. Путин
16+

Наш доктор Хусейн

сегодня
30
Наш доктор Хусейн

Семья Курбоновых вынужденно покинула Таджикистан в 2001 году. Время было неспокойным, а у Хусейнжона и его супруги – трое детей. Для нового места жительства они выбрали село Нижний Карачан Грибановского района. Там жили знакомые главы семейства и рассказывали о селе только хорошее.

Надо было как-то жить

– Хотел уехать из республики временно, – признается мужчина. – А получилось, что обжился здесь основательно.

Младший сын Курбоновых пошёл в пятый класс Нижнекарачанской школы. А сам Хусейнжон отправился полоть свёклу в местном колхозе, потому что надо было как-то жить. Сначала о том, что мужчина по профессии врач, узнали соседи, потом - односельчане. Слухи дошли до главного врача районной больницы Татьяны Головачёвой. В итоге Хусейнжону предложили работу в селе Верхний Карачан. И вот уже почти четверть века он работает в местной амбулатории.

– Сначала меня направили на учёбу в Воронеж, – вспоминает Хусейнжон Тургунович. – Надо было подтвердить свои знания и получить документы, которые дают право работать врачом на территории Российской Федерации. Потом я отучился на врача общей практики.

Сейчас 69-летний Хусейнжон Тургунович заведует сельской амбулаторией, которая обслуживает жителей сёл Верхний Карачан, Кирсановка, Дмитриевка, Калиново. А местные его зовут  просто - «наш доктор Хусейн».

В амбулатории в Верхнем Карачане принимают стоматолог, можно сделать ЭКГ, сдать анализы. Недавно получили автомобиль «Ниву».

– Спасибо главному врачу районной больницы Елене Николаевне Разиной, – поблагодарил сельский доктор. – Транспорт нам очень нужен. Один день в неделю я принимаю больных в Кирсановке, другой – в Калиново. Кроме того, провожу осмотр лежачих больных в зоне обслуживания, оказываю паллиативную помощь.

В амбулатории есть дневной стационар.

– Нашими жителями он востребован, – говорит Хусейнжон Тургунович. – Лечиться рядом с домом удобнее. Пациент получает все необходимые процедуры, а вечером уходит к семье. Дома, как известно, и стены помогают.

Через Верхний Карачан проходит федеральная трасса. И это накладывает свой отпечаток на работу медиков.

– Всякое случается, – рассказал доктор Хусейн. – Бывает, что людям в дороге требуется медицинская помощь. Не отказываю никому, откуда бы человек ни пришёл или ни приехал – обязательно приму.

Испытание ковидом

Доктор Курбонов хранит тетрадь, в которой вёл учёт больных коронавирусной инфекцией. Первые записи в ней датированы ноябрём 2020 года. По подсчётам врача, к нему по поводу ковида обратились свыше 250 человек.

– Восемьдесят процентов больных лечились на дому, – вспоминает Хусейнжон Тургунович. – Их нужно было навещать чуть ли не ежедневно, чтобы не случилось осложнений.

По словам сельского доктора, настоящий врач не думает о том, что посещение больных может быть опасным для его здоровья. Лечить людей – его святой долг.

– Вся беда в том, что идёшь домой, а там дети, внуки, жена больная, – вспоминает Хусейнжон Курбонов. – Волнуешься за их безопасность.

Сам Хусейнжон Тургунович трижды переболел ковидом, один раз – довольно тяжело.

– Сейчас в месяц выявляем один-два случая этого заболевания, – рассказал врач. – Люди болеют, как правило, в лёгкой форме. Вирус ослаб, у населения выработался к нему иммунитет. Да и сам диагноз теперь уже не вызывает паники у больных.

Слово лечит

Хусейнжон Курбонов окончил Таджикский государственный медицинский институт имени Авиценны в 1980 году. По его словам, этот вуз по профессорскому составу тогда считали одним из ведущих в Советском Союзе.

– Институт давал фундаментальные знания, – рассказал доктор. – Но учиться в нём было невыносимо сложно. За учебниками приходилось проводить ночи напролёт.

Принципы Авиценны доктор использует в своей медицинской практике. Известный в древности врач большое внимание уделял психологическому состоянию больных, считал, что источник всех болезней – негативные эмоции.

– Авиценна в своих трудах писал, что медицина держится на трёх китах, – рассказал Хусейнжон Тургунович. – И первый из них – слово. Больному важно, что скажет врач, как его примет, как поговорит. Второй кит – слово и лекарства. А третий – слово, лекарство и скальпель, когда человеку необходимо хирургическое вмешательство и других путей для исцеления нет.

Профессию врача Хусейнжон Курбонов выбрал в детстве.

– Моя мать родила 16 детей, – рассказал он. – Выжили восемь мальчиков. Остальные умерли в детстве от кори. Сейчас эта болезнь благодаря вакцинации встречается нечасто и не является смертельно опасной. А тогда выкашивала детей. Посмотрев на слёзы матери, на то, как она горевала, я пошёл в медицину. Мой старший брат Бахтиер был врачом – кардиологом. Ещё один брат работал фельдшером.

Прошлое и будущее

Хусейнжон Курбонов рассказал, что в годы Великой Отечественной войны из их семьи на фронт ушли шесть мужчин. Вернулся весь израненным только один – его отец.

– Сейчас мы по архивным документам хотим установить его боевой путь, – рассказывает Хусейнжон Тургунович. – Узнать, где он воевал, какие награды имел. Сам он о войне рассказывать не любил. Его воспоминания почти не сохранились. Я хочу восполнить этот пробел, чтобы память о нём передавалась в нашей семье из поколения в поколение.

У самого Хусейнжона Курбонова уже 12 внуков. Дочь с семьёй живёт в Таджикистане. А два сына – в одном большом доме с родителями.

– Не хотят от нас уходить, – говорит мужчина.

Один из внуков сельского врача учится в медицинском вузе, а внучка – в медколледже. Доктор Хусейн уверен, что работать они будут в Грибановском районе. Вот и будет здесь ещё одна династия врачей.

Елена Шелякина

Фото автора и из архива семьи Курбоновых