«Я лакец, дагестанец, чеченец, ингуш, русский, татарин, еврей, мордвин, осетин. Все этнические группы России невозможно перечислить, но я горжусь тем, что я часть этого мира, часть могучего многонационального мира России»
Президент Российской Федерации В. В. Путин
В. В. Путин
«Я лакец, дагестанец, чеченец, ингуш, русский, татарин, еврей, мордвин, осетин. Все этнические группы России невозможно перечислить, но я горжусь тем, что я часть этого мира, часть могучего многонационального мира России»
Президент Российской Федерации В. В. Путин
16+

Крали невест и варили пиво

14 марта
142
Крали невест и варили пиво

Анна Александрова из посёлка Центрального Таловского района много лет назад приехала сюда из Чувашии, которая раньше заметно отличалась от Черноземья своими нравами, обычаями и традициями. Многие из них уже, конечно, остались в прошлом. Но некоторые живы до сих пор. Анна Ивановна рассказала зачем в республике воровали невест, что ждало нечестных девушек, зачем в каждом доме на стене висел кнут, и еще много всего интересного.

Детство среди русских

Анна Александрова (ударение на букву «о») родилась в Чувашии в 1959 году. Свое детство, проведённое в другом уголке нашей страны, она помнит плохо, потому что, когда ей исполнилось восемь лет, девочка вместе с мамой переехала в Пензенскую область.

— В Чувашии в те времена существовали своеобразные обычаи, из-за которых распалась семья моих родителей, — рассказала Анна Ивановна. — Дело в том, что девушек из небогатых семей не хотели принимать в состоятельные. И даже, если молодые любили друг друга, то свекровь со свекром делали всё, чтобы не допустить брака. Хотя мои родители уже были женаты, и даже на свет появилась я, всё равно бабушка не могла с этим смириться. Вот и разбила семью. А так как мама была сиротой, то ей только и оставалось уехать подальше и всё забыть.

В Пензенской области мама с дочкой потихоньку стали налаживать быт. Анна пошла в школу. По выходным они вместе ездили в церковь на службы. Мать старалась приобщить дочь к религии, и ей это было по душе. Анне нравилось посещать храм, общаться с верующими людьми.

— Я ничуть не жалею, что моё детство прошло среди русских детей, — продолжила Анна Ивановна. — Ведь в Чувашии дети в то время жили совсем по-другому. Во-первых, там нужно было очень много работать. Причём не важно, что именно ты делаешь, главное не сидеть сложа руки. А об играх можно было даже не мечтать. Порой это правило доходило до абсурда. В Пензенской области всё было в меру — мы и трудились, и успевали гулять с ровесниками.

 Часики судьбы

Когда Анне исполнилось 17 лет, она снова оказалась в Чувашии, устроившись работать на местную ферму.

— В уходе за животными летели недели и месяцы, — вспоминает Анна Ивановна. — Пока в один прекрасный день меня не пригласила подруга на свою свадьбу. В Чувашии существовала такая традиция: перед бракосочетанием невесте нельзя было заниматься домашними делами — мыть пол, посуду, раскладывать вещи. Поэтому подруга позвала меня и ещё трёх девушек для этой работы.

Как только все дела были закончены, подруги нарядились в чувашские национальные костюмы и отправились в клуб. Анна тогда и представить не могла, что в этот день встретит своего будущего мужа Геннадия. Молодой человек никак не мог подойти к девушке, но спустя некоторое время всё-таки решился.

— Хитрый он был и сразу придумал, как встретиться со мной ещё раз, — улыбается Анна Ивановна. — Взял меня за руку и снял с неё часики. Говорит, если нужны, приедешь и заберёшь. Свадьбу подруги отгуляли, а слова Геннадия из головы у меня так и не шли. Тем более что в те времена купить что-то было сложно, да и денег не хватало. Вот и решилась поехать за часиками. Как только подошла к порогу, вышла моя будущая свекровь и стала зазывать в дом. Я толком и не поняла, что происходит. Зашла, а она и говорит, давайте-ка, ребята, женитесь.

Вот так часики помогли создать семью. Несмотря на традиции чувашей играть большие свадьбы, у Анны она была скромной. Жених оказался из очень бедной семьи и осилить праздник попросту не мог. Состоятельные же чуваши, напротив, свадьбу играли неделями.

 Страшно интересно

Праздновали свадьбу не в одном доме. Посещали всех родственников по очереди. И каждый из них готовил угощения. Традиционным до сих пор считается закрытый пирог хуплу. Это выпечка с мясом и картофелем. Но некоторые хозяйки добавляют в него ещё и крупу. Такое блюдо пекут в печи, а подают, срезав верхний слой — «крышку».

Ещё одной традицией в Чувашии было воровать невест. Похищали понравившуюся девушку в основном в клубе. Считалось, что крадут только самых красивых, умных и что для девушки это честь и почёт.

В Чувашии вплоть до начала 80-х прошлого века считалось, что нельзя жениться на девушке, ранее состоявшей в отношениях. Если нечестная девушка обманула парня и всё-таки стала его женой, то её ждали позор и развод. В дальнейшем она уже вряд ли могла создать семью.

Ещё чуваши славились своим пивом. Анна Александрова вспоминает, что этот напиток варили почти в каждом доме. Секрет приготовления бережно хранили и передавали из поколения в поколение.

— Жили скромно, много работали, — вспоминает Анна Ивановна. — У чувашей вообще какое-то своё отношение к отдыху. Дети, домашние дела, огород и всё остальное — на женщине. Ей нужно трудиться в разы больше мужчин. А для непокорных на стене всегда висел кнут. Бить, конечно, немногие отваживались, но попугать могли. Вставали женщины рано утром, чтобы приготовить завтрак, испечь хлеб и начать варить обед. Чуваши любят борщ из печи. Делают его только в чугуне. Сначала, без преувеличения, полдня варят мясо, затем добавляют овощи и тушат ещё часа три. В итоге получается настолько вкусное блюдо, что передать словами невозможно.

В 1980 году Анна и Геннадий решили переехать в Воронежскую область. Но у пары к тому моменту родилась дочь Ольга. Анна Ивановна решила отложить переезд, отправив супруга одного в посёлок Центральный Таловского района.

С распростёртыми объятиями

Спустя год и Анна Ивановна приехала в посёлок, который через несколько лет стала считать своей родиной. Женщина вспоминает, как было сначала нелегко в чужом селении. Но на помощь пришли местные жители, которые всегда выручали: приносили овощи, помогали с ремонтом в доме.

— Уже в Центральном у нас родились Алексей (сейчас ему 43 года), Марина (39 лет) и Александр (37 лет), — вспоминает Анна Александрова. — Я всю жизнь работала в местном колхозе на ферме, а супруг — в тракторном отряде. Несколько лет назад Геннадий умер, но я не осталась одна. В посёлке живёт старшая дочь Оля. Мы часто ходим друг к другу в гости. А ещё у меня аж 11 внуков!

Женщина обмолвилась, что много лет коллекционирует платки. Шалей и косынок у Анны Ивановны накопилось не меньше 30. Все с разными орнаментами и яркими цветами. Как говорится, на все случаи жизни, и к каждому наряду — свой головной убор. Оказывается, чувашские женщины в те времена обожали всё яркое.

— Они любили золото и старались все драгоценности надеть на себя разом, — вспоминает Анна Ивановна. — Их было не спутать ни с одним человеком другой национальности.

И дело не во внешности, хотя карие глаза и тёмные густые волосы тоже играют свою роль. Цветные ткани с насыщенными узорами, обязательно бусы — чем ярче, тем красивей. Несколько недель назад Анна Ивановна вернулась с исторической родины. Она часто ездит в Чувашию к родственникам покойного мужа. Женщина говорит, что от прежних традиций там уже мало что осталось. Национальные наряды сменились модной европейской одеждой. А хозяйки уже не стесняясь покупают полуфабрикаты в магазинах.

— Молодые девушки не носят яркие платья и платки, — говорит Анна Александрова. — Всё чаще одеваются во всё белое. И неважно — платье, брюки или пальто. Замуж выходят по любви и обоюдному согласию. Да и вообще люди стали свободнее. Одно у них осталось неизменным — вкуснейшие продукты. Особенно колбаса и конфеты. Я всегда, когда езжу в Чувашию, обязательно привожу такие гостинцы домой.

Ирина Кожанова

Фото автора