Анна Александрова из посёлка Центрального Таловского района много лет назад приехала сюда из Чувашии, которая раньше заметно отличалась от Черноземья своими нравами, обычаями и традициями. Многие из них уже, конечно, остались в прошлом. Но некоторые живы до сих пор. Анна Ивановна рассказала зачем в республике воровали невест, что ждало нечестных девушек, зачем в каждом доме на стене висел кнут, и еще много всего интересного.
Детство среди русских
Анна Александрова (ударение на букву «о») родилась в Чувашии в 1959 году. Свое детство, проведённое в другом уголке нашей страны, она помнит плохо, потому что, когда ей исполнилось восемь лет, девочка вместе с мамой переехала в Пензенскую область.
— В Чувашии в те времена существовали своеобразные обычаи, из-за которых распалась семья моих родителей, — рассказала Анна Ивановна. — Дело в том, что девушек из небогатых семей не хотели принимать в состоятельные. И даже, если молодые любили друг друга, то свекровь со свекром делали всё, чтобы не допустить брака. Хотя мои родители уже были женаты, и даже на свет появилась я, всё равно бабушка не могла с этим смириться. Вот и разбила семью. А так как мама была сиротой, то ей только и оставалось уехать подальше и всё забыть.
В Пензенской области мама с дочкой потихоньку стали налаживать быт. Анна пошла в школу. По выходным они вместе ездили в церковь на службы. Мать старалась приобщить дочь к религии, и ей это было по душе. Анне нравилось посещать храм, общаться с верующими людьми.
— Я ничуть не жалею, что моё детство прошло среди русских детей, — продолжила Анна Ивановна. — Ведь в Чувашии дети в то время жили совсем по-другому. Во-первых, там нужно было очень много работать. Причём не важно, что именно ты делаешь, главное не сидеть сложа руки. А об играх можно было даже не мечтать. Порой это правило доходило до абсурда. В Пензенской области всё было в меру — мы и трудились, и успевали гулять с ровесниками.
Часики судьбы
Когда Анне исполнилось 17 лет, она снова оказалась в Чувашии, устроившись работать на местную ферму.
— В уходе за животными летели недели и месяцы, — вспоминает Анна Ивановна. — Пока в один прекрасный день меня не пригласила подруга на свою свадьбу. В Чувашии существовала такая традиция: перед бракосочетанием невесте нельзя было заниматься домашними делами — мыть пол, посуду, раскладывать вещи. Поэтому подруга позвала меня и ещё трёх девушек для этой работы.
Как только все дела были закончены, подруги нарядились в чувашские национальные костюмы и отправились в клуб. Анна тогда и представить не могла, что в этот день встретит своего будущего мужа Геннадия. Молодой человек никак не мог подойти к девушке, но спустя некоторое время всё-таки решился.
— Хитрый он был и сразу придумал, как встретиться со мной ещё раз, — улыбается Анна Ивановна. — Взял меня за руку и снял с неё часики. Говорит, если нужны, приедешь и заберёшь. Свадьбу подруги отгуляли, а слова Геннадия из головы у меня так и не шли. Тем более что в те времена купить что-то было сложно, да и денег не хватало. Вот и решилась поехать за часиками. Как только подошла к порогу, вышла моя будущая свекровь и стала зазывать в дом. Я толком и не поняла, что происходит. Зашла, а она и говорит, давайте-ка, ребята, женитесь.
Вот так часики помогли создать семью. Несмотря на традиции чувашей играть большие свадьбы, у Анны она была скромной. Жених оказался из очень бедной семьи и осилить праздник попросту не мог. Состоятельные же чуваши, напротив, свадьбу играли неделями.
Страшно интересно
Праздновали свадьбу не в одном доме. Посещали всех родственников по очереди. И каждый из них готовил угощения. Традиционным до сих пор считается закрытый пирог хуплу. Это выпечка с мясом и картофелем. Но некоторые хозяйки добавляют в него ещё и крупу. Такое блюдо пекут в печи, а подают, срезав верхний слой — «крышку».
Ещё одной традицией в Чувашии было воровать невест. Похищали понравившуюся девушку в основном в клубе. Считалось, что крадут только самых красивых, умных и что для девушки это честь и почёт.
В Чувашии вплоть до начала 80-х прошлого века считалось, что нельзя жениться на девушке, ранее состоявшей в отношениях. Если нечестная девушка обманула парня и всё-таки стала его женой, то её ждали позор и развод. В дальнейшем она уже вряд ли могла создать семью.
Ещё чуваши славились своим пивом. Анна Александрова вспоминает, что этот напиток варили почти в каждом доме. Секрет приготовления бережно хранили и передавали из поколения в поколение.
— Жили скромно, много работали, — вспоминает Анна Ивановна. — У чувашей вообще какое-то своё отношение к отдыху. Дети, домашние дела, огород и всё остальное — на женщине. Ей нужно трудиться в разы больше мужчин. А для непокорных на стене всегда висел кнут. Бить, конечно, немногие отваживались, но попугать могли. Вставали женщины рано утром, чтобы приготовить завтрак, испечь хлеб и начать варить обед. Чуваши любят борщ из печи. Делают его только в чугуне. Сначала, без преувеличения, полдня варят мясо, затем добавляют овощи и тушат ещё часа три. В итоге получается настолько вкусное блюдо, что передать словами невозможно.
В 1980 году Анна и Геннадий решили переехать в Воронежскую область. Но у пары к тому моменту родилась дочь Ольга. Анна Ивановна решила отложить переезд, отправив супруга одного в посёлок Центральный Таловского района.
С распростёртыми объятиями
Спустя год и Анна Ивановна приехала в посёлок, который через несколько лет стала считать своей родиной. Женщина вспоминает, как было сначала нелегко в чужом селении. Но на помощь пришли местные жители, которые всегда выручали: приносили овощи, помогали с ремонтом в доме.
— Уже в Центральном у нас родились Алексей (сейчас ему 43 года), Марина (39 лет) и Александр (37 лет), — вспоминает Анна Александрова. — Я всю жизнь работала в местном колхозе на ферме, а супруг — в тракторном отряде. Несколько лет назад Геннадий умер, но я не осталась одна. В посёлке живёт старшая дочь Оля. Мы часто ходим друг к другу в гости. А ещё у меня аж 11 внуков!
Женщина обмолвилась, что много лет коллекционирует платки. Шалей и косынок у Анны Ивановны накопилось не меньше 30. Все с разными орнаментами и яркими цветами. Как говорится, на все случаи жизни, и к каждому наряду — свой головной убор. Оказывается, чувашские женщины в те времена обожали всё яркое.
— Они любили золото и старались все драгоценности надеть на себя разом, — вспоминает Анна Ивановна. — Их было не спутать ни с одним человеком другой национальности.
И дело не во внешности, хотя карие глаза и тёмные густые волосы тоже играют свою роль. Цветные ткани с насыщенными узорами, обязательно бусы — чем ярче, тем красивей. Несколько недель назад Анна Ивановна вернулась с исторической родины. Она часто ездит в Чувашию к родственникам покойного мужа. Женщина говорит, что от прежних традиций там уже мало что осталось. Национальные наряды сменились модной европейской одеждой. А хозяйки уже не стесняясь покупают полуфабрикаты в магазинах.
— Молодые девушки не носят яркие платья и платки, — говорит Анна Александрова. — Всё чаще одеваются во всё белое. И неважно — платье, брюки или пальто. Замуж выходят по любви и обоюдному согласию. Да и вообще люди стали свободнее. Одно у них осталось неизменным — вкуснейшие продукты. Особенно колбаса и конфеты. Я всегда, когда езжу в Чувашию, обязательно привожу такие гостинцы домой.
Ирина Кожанова
Фото автора