В Богучарском районе проживают представители 50 национальностей. Среди них более 200 цыган, большинство из которых давно обосновались в селе Залиман. Старожилы вспоминают, что в послевоенное время с приходом тёплых дней здесь невесть откуда появлялись кочевые кибитки. Табор, состоявший из экзотических шатров, дымил многочисленными кострами, а ближе к зиме внезапно исчезал.
Из кочевников – в животноводы
Так продолжалось до 1956 года. Тогда на правительственном уровне было принято решение о социализации цыган. Одним из методов убеждения в пользу оседлого образа жизни стало строительство для них жилья и трудоустройство. Табор сам решил обосноваться в Залимане.
— Об этом просили первые оседлые цыгане — семьи Крикуновых, Данченко, Кучеренко, Сердюченко, Литовченко и другие, - рассказывает председатель цыганской диаспоры в Богучарском районе Николай Слёзкин. - Мои родители - Иван Григорьевич и Варвара Ивановна - в это время встретились и вскоре поженились. Они прожили вместе более 40 лет, вырастили троих детей. Отец всю жизнь проработал в колхозе животноводом, мать была домохозяйкой. Наша семья одной из первых получила жильё в так называемом Цыганском переулке. Залиманские цыгане благодарны руководителям колхоза имени Калинина того времени Афанасию Щербаню и Анатолию Гусеву за помощь и поддержку.
Председатель цыганской диаспоры в Богучарском районе Николай Слёзкин
С той поры из цыганской среды в Залимане вышли не только умелые аграрии. Некоторые из них смогли получить высшее образование. Например, Николай Крикунов и Василий Данченко после службы в армии многие годы отдали работе в школе.
Считается, что цыгане убеждённые пацифисты, не желающие брать в руки оружие. Однако это не совсем так. Во всяком случае, среди залиманских цыган были и свои ветераны Великой Отечественной войны. Они на фронте умело громили врага. Например, Пётр Данченко был награждён орденом Красной Звезды и медалью «За отвагу». А Пётр Крикунов командовал артиллерийским расчётом и погиб при освобождении Венгрии. Воинские традиции были продолжены и в послевоенные годы. В 1980-е годы Юрию Данченко довелось выполнять интернациональный долг в Афганистане.
Традиции и современность
Конечно, не все традиции прошлого сохранились до наших дней. При переходе цыган на оседлый образ жизни количество лошадей в их собственности заметно снизилось. Сегодня этот неизменный атрибут кочевой жизни на домашнем подворье практически не встретишь. Хотя полвека назад всё было по-другому.
— Верхом на лошади я впервые оказался, когда мне едва исполнилось шесть лет. В тот раз я не упал, так как лошадь была довольно смирной. Когда стал постарше, то несколько раз выпадал из седла, в том числе и через голову лошади. Всякий раз обходилось без серьёзных последствий. Так я научился ездить верхом на лошадях, — вспоминает Николай Слёзкин.
А вот любовь к национальным песням и танцам, похоже, у каждого цыгана сохраняется на генетическом уровне. Николай Слёзкин около 40 лет работает в сфере культуры. Из них почти четверть века - художественным руководителем вокально-инструментального ансамбля в районном Дворце культуры «Юбилейный». Он также организовал ВИА, состоящий из педагогов Богучарской городской школы №2.
— За годы работы в сфере культуры я, что называется, имел самое непосредственное отношение к созданию более десяти вокально-инструментальных ансамблей. С ними я неоднократно выступал как на местной сцене, так и на региональных и всероссийских фестивалях, — рассказал о своём активном сценическом прошлом Николай Слёзкин.
Особое место в его творческой биографии занимает первый ансамбль, к созданию которого он имел отношение, будучи ещё школьником. Назывался ВИА «Калэ якха», что по-русски означало «Чёрные глаза». Вместе с друзьями Владимиром и Николаем Кучеренко, Николаем Цыбуленко и Виктором Золотарёвым они более десяти лет выступали вместе. Визитной карточкой творческого коллектива была песня «Ах, ручеёчек, ручеёк», в которой куплеты чередовались исполнением на русском и цыганском языках.
— Один раз на концерте в соседнем районе произошёл курьёзный случай. Перед нашим выступлением вместо названия «Калэ якха» ведущий объявил: Выступает цыганский ансамбль «Колы як». Зал грохнул от смеха, потому что на суржике это означало «когда как». Мне пришлось объяснять, что у нас всегда всё нормально, — со смехом вспомнил Николай эпизод на сцене 40-летней давности.
Пять поколений
Теперь Николай Слёзкин выступает на сцене уже вместе с внуком Рустамом, который учится в Богучарском многопрофильном колледже. Творческий дуэт известен не только в районе. Деда и внука неоднократно награждали грамотами и благодарностями, в том числе и от главы региона. А бывший участник «Калэ якха» Владимир Кучеренко не один год представлял интересы региональной цыганской общины в Национальной палате при Губернаторе Воронежской области.
Николай Слёзкин выступил одним из инициаторов создания в Залиманском ДК районного Дома дружбы. Администрация Богучарского района и управление культуры поддержали эту идею. Теперь там ежегодно проводят Дни национальных культур. Цыгане надевают свою яркую одежду и поют свои прекрасные песни. А на бытовом уровне иногда разговаривают на одном из западных диалектов цыганского языка.
— История моего рода насчитывает уже пять поколений на воронежской земле. Я делаю всё, чтобы у моих внуков, а также у всех цыган Залимана и Богучарского района жизнь была достойной, чтобы у них сохранялась уверенность в будущем, которое неразрывно связано с Россией, - сказал Николай Слёзкин.
Владимир Герусов
Фото автора