Житель села Травкино Богучарского района Анатолий Чурсин, без преувеличения, человек уникальный. Так сложилась судьба, что в течение жизни ему довелось побыть попеременно гражданином пяти стран. Анатолий Яковлевич родился в 1939 году в Китайской Республике, через десять лет оказался жителем Китайской Народной Республики. В 22 года прибыл на постоянное место жительства в Советский Союз, где спустя 27 лет стал гражданином Кыргызстана. Ещё через шесть лет перебрался в Воронежскую область, где, наконец, получил паспорт гражданина Российской Федерации. Переехав в наш край, уроженец Поднебесной не только познакомился с местными традициями, но и научился полоть сахарную свёклу.
Интернациональная семья
Анатолий появился на свет в городе Усу, расположенном на севере-западе Китая, в интернациональной семье. Его отец был китайцем из этнической группы сино-тибетской языковой семьи хань, являющейся самой крупной народностью в Китае. Звали его Тянь Ю Вый. Мать – Александра Акимовна Чурсина – была русской, родом из Прохоровского района нынешней Белгородской области. Каким образом произошло знакомство родителей, почему мать оказалась за тысячи километров от дома в азиатской глубинке, Анатолий не знает. Зато помнит, что отец всю жизнь проработал сапожником, а мать была домохозяйкой.
– При рождении меня назвали Тянь Го Джин, с этим именем я ходил в школу, а затем поступил учиться на токаря. Освоил эту рабочую профессию, но стоять у станка и точить различные детали мне не очень нравилось, и я вновь стал получать рабочую профессию, только теперь учился на сварщика, – рассказал Анатолий.
Впоследствии он устроился работать на нефтеперерабатывающий завод, был даже в числе молодых передовиков производства. Однако вскоре планы изменились, так как возникла необходимость в переезде всей семьи в Советский Союз.
По-китайски – Го, а по-русски – Толя
Весной 1962 года Анатолий с родителями и сестрой, а также ещё несколько семей оказались в киргизском Джалал-Абаде. Здесь жили давнишние знакомые отца, поэтому обустройство на новом месте, к тому же в другой стране, для семьи прошло более-менее благополучно. Со временем переселенец Тянь Го Джин поменял фамилию, имя и отчество. С этого момента он стал Чурсиным Анатолием Яковлевичем. Что касается языковой среды, то в те годы в городе проживало немало китайцев, поэтому в бытовом плане у новых советских граждан больших проблем не было.
– Так как я был тогда человеком молодым, мне хотелось выглядеть соответствующим образом в глазах девушек. Немного подучив русский язык, отправился в ателье, чтобы пошить модный костюм. Там разговорился с одной из работниц, она мне настолько понравилась, что я уже не мог смотреть на других девушек. Её звали Людмила. Костюм мне пошили такой, какой я хотел, в нём с будущей женой пошёл в ЗАГС 26 апреля 1963 года, – продолжил Анатолий.
Одна за другой в семье Чурсиных родились три дочери – Ирина, Алла и Юлия. Как признался Анатолий, каждый раз, отправляя Людмилу в роддом, он рассчитывал, что родится сын, но не сложилось.
Благодарны соседям
Выйдя на пенсию, Анатолий все чаще стал задумываться о переезде в Россию, и чтобы жить как можно ближе к тому месту, где родилась мать. По иронии судьбы под Прохоровку с семьей переехала дочь Ирина, так как здесь жили родственники её мужа. А остальная часть большого семейства Чурсиных волею жизненных обстоятельств в 1997 году оказалась в селе Травкино.
– Мы приобрели дом с огородом, и стали вести жизнь обыкновенных сельских жителей южной полосы России. На своём приусадебном участке выращивали те же сельхозкультуры, что и односельчане – картошку, капусту, огурцы, помидоры. Пока позволяло здоровье, вместе с супругой пололи сахарную свёклу. С этим видом сельскохозяйственных работ встретились впервые, так как ни в Китае, ни в Киргизии эту культуру в таких масштабах не выращивали, – рассказал Анатолий Яковлевич.
Это подтвердила и Людмила Константиновна. По её словам, первое время супруги сильно уставали, но затем привыкли. Зато на весь год обеспечивали себя сахаром.
Супруги также благодарны односельчанам за помощь в обустройстве на новом месте. Особо они ценят внимание и поддержку со стороны тогдашней соседки бабы Фени – пенсионерки Ефросиньи Ивановны Собкаловой. В любое время суток они могли обратиться за советом к ветерану войны, сельскому педагогу Григорию Степановичу Ковалёву. Их уже нет в живых, однако Чурсины всегда вспоминают о своих старших товарищах добрым словом. Не будет лишним отметить, что Анатолий и Людмила также периодически благодарили своих старших товарищей. Чаще всего они устраивали соседские посиделки накануне китайского Нового года. Людмила обычно готовила традиционное восточное блюдо лагман койзы, жарила картошку соломкой и выставляла на праздничный стол неизменную фунчозу. Из напитков всегда был только зелёный чай.
Главный танец – вальс
Анатолий Чурсин ведёт жизнь обычного российского сельского пенсионера – по возможности управляется с домашними делами, смотрит телевизор. По-китайски многие десятилетия он не разговаривает, так как не с кем, поэтому многие слова и выражения уже забыл. Зато в целом понимает, о чём идёт речь, когда слышит китайцев по телевизору. О том, что он в молодости покинул историческую родину, никогда не пожалел.
Этот год для семьи Чурсиных – особенный: 60 лет назад Анатолий и Людмила стали мужем и женой. Во время регистрации супруги впервые закружились в таком волнующем танце, как свадебный вальс. Этот танец стал для Чурсиных самым главным и самым любимым в жизни. В последующем им довелось не раз совместно исполнять вальсы, но тот, первый семейный, наполненный особенными романтическими чувствами, они в мельчайших подробностях помнят до сих пор.
– К сожалению, возраст берёт своё, и нам с Людмилой уже давно не по силам закружиться в вальсе. А как бы хотелось вернуться в молодые годы, сходить, например, на танцы, – разоткровенничался Анатолий Яковлевич. – 60 лет пролетели как один миг, хотя, по правде сказать, промчалась и вся жизнь. Мы родили и воспитали трёх дочерей, сейчас нас радуют семь внуков и столько же правнуков. Можно сказать, что жизнь прожили не зря.
Владимир Герусов
Фото автора