«Я лакец, дагестанец, чеченец, ингуш, русский, татарин, еврей, мордвин, осетин. Все этнические группы России невозможно перечислить, но я горжусь тем, что я часть этого мира, часть могучего многонационального мира России»
Президент Российской Федерации В. В. Путин
В. В. Путин
«Я лакец, дагестанец, чеченец, ингуш, русский, татарин, еврей, мордвин, осетин. Все этнические группы России невозможно перечислить, но я горжусь тем, что я часть этого мира, часть могучего многонационального мира России»
Президент Российской Федерации В. В. Путин
16+

История большой страны в маленьком фотоальбоме

сегодня
53
История большой страны в маленьком фотоальбоме

Чем дальше от нас события 1991 года, связанные с распадом Советского Союза, тем больше осознание той катастрофы, которую пережили советские люди. В этой публикации мы познакомим вас с историей двух женщин, счастливо живших в национальных республиках СССР. Судьба заставила их начинать всё с чистого листа. Но они выстояли, вырастили детей, которые уже сами образовали большую дружную семью. Они теперь живут в Верхнехавском районе в селе с красивым названием Вишнёвка. Будучи единственными у своих родителей, супруги подарили нашей стране пятерых детей, а позже – 21 внука и уже трёх правнуков.

Бабушка Мария Васильевна

О своих родовых корнях вспоминает жительница села Вишнёвки Татьяна Белякова.

– Мои предки по папиной линии родом из Турции. В начале XIX века там начались гонения на христианскую веру. Отбирали всё имущество, скот. Пришлось перебраться в Узбекистан. Так они и обосновались там, – начала рассказ Татьяна Александровна. – Папина мама, Мария Васильевна Ермакова, в семье была младшей из одиннадцати детей.

Мария Ермакова жила в узбекском городе Джизак. В её доме всегда царил порядок, она очень любила цветы, её палисадник был образцовым. Двор заасфальтирован, имелся прудик с рыбками. Мария Васильевна любила дисциплину. Дом её находился в городе, и у неё была даже своя баня. Вела она хозяйство одна. Облагораживала и строила потихонечку тоже сама. Работала в бухгалтерии, любила счёт, экономию денег.

– Мне она всегда говорила: «Копейка рубль бережёт». Я очень любила бывать у неё в гостях, любила открывать её шкафы, где пахло чаем и конфетами, – вспоминает Татьяна Белякова о своей бабушке. – Всегда было приятно, когда мы шли по центру города или по рынку. Её узнавали буквально на каждом углу. Она красиво одевалась. Туфельки и сумочка были главными атрибутами её гардероба. Мне она в детстве напоминала француженку. Сумочку эту я сохранила до сих пор.

По наследству Марии Васильевне передалась небольшая пасека, и она привила своему сыну любовь к пчёлам.

Бабушка Маша вела дневник и внучку Татьяну к этому приучила. Она много записывала: сколько было землетрясений, где что произошло, какие наводнения и в каком году. Есть письма, которые писали с фронта. 

Всё сохранилось в её архиве. Мария Васильевна также сохранила дневник своего дедушки, рождённого в 1820 году. В той тетради были христианские псалмы и праздники.

С будущим супругом Петром Макаровичем Мария встретилась уже после войны. Он был начальником автопарка. Так получилось, что с мужем судьба не сложилась, сына Александра женщина воспитывала сама.

Бабушка Екатерина Ефимовна

– Хотелось вам поведать об одном замечательном месте, а также о моей дорогой бабуле Екатерине Ефимовне Сафоновой. Да-да, именно бабуле, по-другому я не могла её называть, мне казалось это самое нежное и любимое моё слово, – вспоминает Татьяна Белякова. – Бабушка Катя – мама моей мамы. Она родом из Азербайджана, из села Комаровки Касум-Исмайловского района. Там христиан называют молоканами. Это духовное течение имеет некоторые отличия от православия. Честно говоря, я с детства росла в той среде и даже не подозревала, что есть ещё много разных религий.

Муж Екатерины Ефимовны Иван погиб в молодом возрасте. Она в то время была беременна. Тяжело было одной поднимать ребёнка, когда ты в деревне и у тебя столько земли, животных, огромный сад.

С раннего детства Татьяна жила у бабушки, от этого времени у неё остались самые тёплые воспоминания.

– Я помню, как мы собирали чемоданы. Вещей брали много, так как летели на всё лето. Мама привозила нас, была с нами примерно месяц и опять улетала в Джизак. Поездка к бабушке Кате в Азербайджан была настоящим путешествием. Летели не одним рейсом, – рассказывает Татьяна Александровна. – В Баку нас встречала наша тётя Дуся. Родственники моей бабушки были такими забавными! Они хватали наши сумки и бежали впереди, а мы с пустыми руками едва успевали за ними. Жили они в деревянных двухэтажных общежитиях. Мне всегда было страшно подниматься по шатким деревянным ступенькам. Мы у них отдыхали и иногда ночевали. Они нас водили по Баку и показывали красивые места, базар с фруктами и зеленью. Ходили на берег Каспийского моря, и я даже один раз покаталась на пароходе. Вот я уже на пути к бабушке. Наконец-то виднеются родные ворота с оленями. Выходим, выносим чемоданы, сердце бьётся, забегаем во двор и вот: «Бабуля, привет»! Слёзы радости у всех. Ведь живёт она одна и ждёт нас целый год. Первым делом лезли на крышу дома, чтобы собрать тутовник. В России он называется шелковицей. Наедалась я его и спускалась вниз.

Бабушка была очень набожная, скромная и опрятная, повязывала платочек, читала Библию и в свободное время вечерами вязала.

Жилетка с оленями

Когда в 1991 году произошёл Карабахский конфликт, Екатерине Ефимовне пришлось бросить свой дом и переехать в Узбекистан. Конечно, было тяжело расставаться с тем, что годами было нажито непосильным трудом. Татьяне, своей внучке, она связала жилетку с такими же оленями, что и на воротах её дома.

– Я до сих пор храню эту жилетку и вспоминаю о бабушке и её доме, – с теплотой рассказывает Татьяна Александровна.

Для любви нет расстояний

Александр Петрович, папа Татьяны Беляковой, родился в Узбекистане в 1951 году, а мама Ирина Ивановна – в Азербайджане в 1952 году. Расстояние между ними было 2,6 тысячи километров, но это не стало преградой к тому, чтобы однажды полюбить друг друга.

Александр увидел Ирину на фото у друга и заинтересовался ей. Прошло время, и он отправился в солнечный Азербайджан из Узбекистана, чтобы познакомиться с девушкой. Они приглянулись друг другу, начали переписываться. А следующая поездка в Азербайджан к возлюбленной уже была сватовством.

Александр и Ирина росли без отцов и были единственными детьми, поэтому они хотели стать большой семьёй. Молодожёны сыграли свадьбу сначала в азербайджанской Комаровке, где жила невеста. А потом большую свадьбу с ансамблем и по всем традициям отпраздновали в Узбекистане. Гостей было более 100 человек, а гуляли целых три дня.

– После женитьбы они решили жить у Марии Васильевны в Джизаке. Там спустя время родилась я, – рассказывает Татьяна Александровна. – А через два года появился на свет мой брат Владимир. Семья становилась больше, и наши родители решили жить отдельно. Ещё через пару лет родился Павел. Мама устроилась воспитателем в детский сад. Папа учился на пчеловода. Жили очень скромно. Помню, что вместо чайника у нас была стеклянная банка с кипятильником. Папа часто уезжал на учёбу, а когда возвращался, привозил подарки. Я запомнила куклу в коробке и плюшевого слонёнка.

Двойное счастье

Как каждой девочке, Тане хотелось сестрёнку. Мама Ирина исполнила мечту, даже вдвойне. Сначала родилась Леночка, а через год – Машенька. Когда девочки немного подросли, родители решили серьёзно заняться пчеловодством. Мама ушла из детского сада, в котором проработала 15 лет, и стала помогать мужу.

Купили просторную 3-комнатную квартиру, новую мебель, ковры. Мама с папой по сезону уезжали на пасеку в Кызылкум на 2-3 недели. 

Таню оставляли за старшую у бабушки. Леночке тогда было три года, а Машеньке – два.

– Мне пришлось всему учиться самой в свои 12 лет. Готовить и убирать за сёстрами. Укладывала сразу двоих, одну – в коляске, другую – в кроватке, – вспоминает Татьяна Александровна. – Я очень ждала приезда родителей. Услышав гул машины, сломя голову и со слезами на глазах летела в их объятия.

Татьяна Белякова рано вышла замуж, родила дочь, назвав малышку в честь бабушки Кати.

– Бабуля об этом мечтала. Для неё это было огромным счастьем! – вспоминает Татьяна Белякова.

Переезд в Россию

Родители долго раздумывали и всё-таки решились переехать в Россию. Кроме вещей Ермаковы перевозили азиатских пчёл. Спустя 1,5 года, когда родители с братьями и сёстрами уже обосновались в селе Малиновке Верхнехавского района, к ним из Узбекистана переехала и Татьяна с мужем и дочкой.

– Началась жизнь с чистого листа. Первое впечатление – это въезд в Россию. Из окон поезда виднелись берёзы и сосновый лес! А в Узбекистане – горы, пустыни и степи. Для нас всё было таким необычным: свёкла, морковь и даже сами пчёлы. В Узбекистане они размером с муху, а тут плотные и большие по нашим меркам. Папа устроился в Пчелосовхоз «Вишнёвский» и отдал туда своих пчёл. Мама занималась хозяйством, в нашем распоряжении был целый гектар земли. Прожили мы в Малиновке с 1994 по 1996 год, – вспоминает Татьяна Александровна.

А потом Ермаковы построили дом в селе Вишнёвке. Завели хозяйство и начали заниматься земледелием и продажей овощей. Старшие сыновья Владимир и Павел окончили школу и поступили в Воронежский сельхозинститут. Девочки Елена и Мария следом тоже поехали получать высшее образование. Спустя время все обзавелись семьями и жильём в городе. К родителям приезжают на праздники и выходные. Дом наполняется смехом, новостями и детьми.

Возобновление пчеловодства

Родители вновь стали заниматься пчеловодством, участвовать в медовых ярмарках по всей России и, конечно же, сюда присоединились все дети. Так развился семейный медовый бизнес. Летом мужчины отправлялись на кочевую пасеку. А осенью и зимой продают мёд и продукцию пчеловодства.

- Мы, как потомственные пчеловоды, стали известны во многих городах, и по сей день люди ждут нас, - говорит Татьяна Белякова.

Александр Петрович – главный пчеловод, внуки с удовольствием помогают ему, чистят рамки, качают мёд. 

А мама – больше садовод. Придя в её палисадник, можно найти множество сортов роз и всяких многолетних растений, а также деревья, которые плодоносят: черешни, груши, вишни, абрикосы. Из ягод – наливная жёлтая и красная малина, клубника, жимолость, ежевика. Все внуки, дети бегут к бабушке и с удовольствием хотят попить киселя из свежих ягод. В традициях семьи до сих пор осталась восточная кухня. Вуки очень любят плов, манты, лагман. На любом празднике всегда есть эти блюда.

Екатерина Рыданская

Фото автора и из архива семьи Ермаковых