«Я лакец, дагестанец, чеченец, ингуш, русский, татарин, еврей, мордвин, осетин. Все этнические группы России невозможно перечислить, но я горжусь тем, что я часть этого мира, часть могучего многонационального мира России»
Президент Российской Федерации В. В. Путин
В. В. Путин
«Я лакец, дагестанец, чеченец, ингуш, русский, татарин, еврей, мордвин, осетин. Все этнические группы России невозможно перечислить, но я горжусь тем, что я часть этого мира, часть могучего многонационального мира России»
Президент Российской Федерации В. В. Путин
16+

Дважды кавалер

11 августа
65
Дважды кавалер

Уроженец Туркменистана Ходжабай Сатлыков почти всю жизнь прожил в посёлке Некрылово Новохопёрского района. За ударный труд на местном консервном заводе он награждён орденами Трудовой Славы II и III степени.

О наградах

О дедушке Ходжабае нам рассказала начальник Некрыловского почтового отделения связи Лидия Шмойлова. Кто, как не почтовые работники, знают, как живут их односельчане.

- Есть у нас в селе один очень хороший дедушка, кавалер ордена Трудовой Славы. Всю жизнь проработал на нашем заводе и сейчас не сидит без дела, - рассказала Лидия Анатольевна.

Но когда мы приехали к Ходжабаю Сатлыкову , выяснилось, что у него даже две высоких награды. В 1977 году, 13 мая, Указом Президиума Верховного Совета СССР он был удостоен ордена Трудовой Славы III степени, а 16 июля 1986 года - орденом Трудовой Славы II степени. Но прежде, в феврале 1976 года, Ходжабай стал ударником коммунистического труда, а 15 февраля 1977 года ему вручили знак «Победитель социалистического соревнования 1976 года».

Ещё в его коллекции наград есть медаль за участие в Воронежской областной выставке достижений сельского хозяйства в 1977 году. В 2001 году мужчина стал ветераном труда. В семейном архиве множество писем от Губернатора Воронежской области с поздравлениями ко дню рождения, к Новому году и другим праздничным датам.

- Моя фотография и сейчас есть на областной Доске почёта, - рассказал Ходжабай. - А ещё она была и в Москве, куда меня вызывали дважды, когда орденами награждали.

О переезде

Из беседы с дедушкой Ходжабаем мы узнали, что в Воронежскую область в 1966 году он приехал из Туркмении, окончив Уссурийское строительное училище. В столице Черноземья он хотел продолжить учёбу по специальности строителя, но так сложилось, что приём в Воронежский строительный техникум уже закончился, а возвращаться домой Ходжабай не стал, решил остановиться у родственников в Некрылово.  

- На то время в Туркмении у меня уже была своя квартира. Пожив немного у родственников, вернулся туда, - рассказывает Ходжабай. - Через год снова попробовал поступить в воронежский техникум, но мне сказали: «Мест нет». Тогда я решил больше не испытывать судьбу, приехал в Некрылово насовсем.

А потом границу с Туркменией стало сложно пересекать. Ходжабай смог побывать на родине лишь один раз, когда ездил на похороны матери.

- Нас у мамы было четверо. А ещё четверо было приёмных. Она работала врачом в роддоме и забирала к себе брошенных детей. Всех вырастила, - вспоминает Ходжабай.

О работе

В Некрылово Ходжабай пытался устроиться на консервный завод, но сначала его не приняли. Поехал в Новохопёрск.

- Помню, мне тогда дали три участка - нужно было отремонтировать три железнодорожных вокзала: в Новохопёрске, Некрылово и в селе Елань-Колено, а ещё Коленовскую больницу, - рассказывает Ходжабай. - Всё нужно было сделать в срок.

Спустя время его всё же приняли на консервный завод в Некрылово. Он работал там разнорабочим три года. Заочно поступил учиться по своей специальности. Его назначили бригадиром строительной бригады.

- В бригаде в основном были возрастные рабочие, и у нас с ними отношения не складывались. Не нравилось им слушать меня, молодого начальничка, - говорит Ходжабай.  - И я перешёл в отделочную бригаду к девчатам, работал маляром, штукатуром.

Старательного строителя заметил старый прораб, предложил перейти к нему помощником. Так он и стал работать на Некрыловском консервном заводе.

- На заводе всегда надо было что-то ремонтировать, - вспоминает Ходжабай Сатлыков. – В первую очередь делали ремонт консервного цеха и котельной, на это две недели давали. Затем принимались за ремонт сушильного цеха. Всё надо было сделать вовремя до начала сезона. Утром, чуть начнёт рассветать, спешу на работу, прихожу, а моя бригада уже вся в сборе.

Ходжабай очень ответственно относился к работе, а ещё сильно переживал за то, что много продукции, выпущенной на заводе, находилось под открытым небом, выступил с предложением построить большой склад. Чтобы добиться разрешения на его строительство, писал письма в Воронеж, в Москву. Долго доказывал необходимость такого помещения, пока руководство, наконец, дало добро. Строительством он руководил сам, каменщики, плотники, отделочники – были целые бригады в его распоряжении. Огромный склад сдали вовремя.

- Тогда все мы работали на благо страны, – говорит Ходжабай. –  Понимали, что от нашего труда зависит благополучие многих людей. Поэтому старались делать всё, что было в наших силах.

Усердие и преданность делу строителя не остались незамеченными. Руководство завода не раз отмечало его как одного из лучших работников.

Так, на Некрыловском консервном заводе Ходжабай Сатлыков отработал 30 лет. После его закрытия устроился охранником в Новохопёрский лесхоз. На пенсию вышел в январе 2000 года.

О личной жизни

В Некрылово, в возрасте 29 лет, Ходжабай нашёл свою суженную. Ею оказалась Нина, местная жительница с годовалым ребёнком на руках.

- Этот ребёнок нас и свёл, - улыбается Ходжабай. - Когда я впервые к ней пришёл, он меня обнял, не оттащить, так я и остался.

Для своей семьи Ходжабай построил деревянный дом. Родился ещё один сын, Юрий. Позже Ходжабай построил рядом дом и ему.

В законном браке супруги прожили 43 года. Нина тяжело заболела и умерла. Не стало и её сына Володи. Юрий обзавёлся семьёй, всегда поддерживал отца. Даже, когда его познакомили с другой женщиной.

- С Валентиной меня познакомил мой друг, - рассказывает Ходжабай. - Мы оба уже были в возрасте, детей у неё не было, к моему сыну и его семье она хорошо относилась, стали жить вместе.

Оба дома, которые строил Ходжабай, продали, купили два других, в более удобном для них районе Некрылово. Но всё равно живут неподалеку: «5 минут ходу, если пешком по прямой», - говорит дедушка. Валентина, прожив с Ходжабаем 14 лет, тоже ушла из жизни. Он остался один.

- Сын зовёт к себе, но зачем я буду им мешать? Пока могу передвигаться, буду жить сам, - говорит Ходжабай.

Но сыну он всегда помогает, как и сын ему. А ещё всегда рад внучке. Она учится в Борисоглебском медколледже.

Несмотря на свой почтенный возраст, Ходжабай Сатлыков и сегодня не сидит без дела. Он по-прежнему полон энергии и оптимизма. А его трудовые награды – это не просто знаки отличия, а символ целой эпохи, символ трудового подвига советских людей, которые не делили друг друга по национальностям.

Татьяна Блохина

Фото автора