По восточному обычаю Гурген украл Нарине, когда девушке было 17 лет. С тех пор они не расставались. Жили в Германии, Армении, переехали в Россию. За 36 лет совместной жизни воспитали двух детей, преодолели множество трудностей, сохранив любовь и уважение.
Украл любимую
В семье Даниелян ценят дружбу, взаимопомощь и уважение. В армянской культуре семья — это основа всего, и в нашей истории это видно особенно наглядно.
Всё началось с обычной встречи на одном из праздников. Гурген, военный по призванию, служил в Германии. В отпуск приехал в Армению и увидел Нарине на празднике. Он был поражён её улыбкой и решительно заявил: «Она будет моей женой».
Нарине тогда ещё училась в школе. Родные пытались отговорить его от «похищения», но спустя год Гурген вернулся и сделал то, что решил.
— Я верю в традиции, и если сердце говорит, что это та самая, то нужно действовать, — рассказал Гурген. — Мне было важно не только её увидеть, но и показать, что я готов к ответственности.
На тот момент парню было 23 года, а девушке — 17 лет. Когда Нарине стала совершеннолетней, пара сыграла свадьбу. Первые годы супружеской жизни прошли в небольшом немецком городе Потсдаме. В Германии родилась дочка Асмик.
Нарине и Гурген Даниелян с дочерью Асмик, 1990 год
Перемена мест
Когда служба закончилась, семья Даниелян вернулась в Армению и поселились в Кировакане (ныне Ванадзор). Именно в этом городе прошли детские годы Гургена и Нарине. Поначалу всё складывалось хорошо, и на свет появился второй ребёнок — сын Агаси. Но затем началась горбачёвская перестройка, потом произошло несколько землетрясений, и выживать молодой семье стало сложнее. Гурген был родом из достаточно зажиточной семьи, поэтому решил, что нужно поменять место жительства на другое, где более стабильная ситуация в стране. Выбор пал на Россию, и этому была веская причина.
Дело в том, что родственники со стороны Нарине жили в Верхней Мазе Верхнехавского района, и они позвали сюда молодую семью. Здесь первое время супруги Даниелян снимали жильё. Вместе с мамой и папой переехал сюда и младший брат Агаси. Асмик на некоторое время осталась с бабушкой по папиной линии в Армении. На тот момент девушке было 15 лет и ей очень не хотелось уезжать из родной страны.
Асмик и Агаси
Агатовая свадьба
В этом году Гурген и Нарине отметили 36 лет совместной жизни. Супруга всю жизнь посвятила воспитанию детей и созданию домашнего уюта.
— Папа — настоящий мужчина, глава семьи. Он всегда работал, чтобы мы не знали нужды, — говорит Агаси. — А мама — сердце семьи. Она наша опора: всегда рядом, всегда слушает и помогает. В доме царит тепло и любовь.
Отец занимается строительством — это его работа и хобби. Мама с удовольствием хлопочет в саду, где благодаря её заботе благоухают цветы и буйствует зелень. Творческая жилка есть и у детей супругов Даниелян. Например, сын занимается созданием барельефных картин, работает дизайнером интерьеров, а дочь не только увлекается психологией, но также умеет оформлять праздничные зоны на свадебных церемониях, юбилеях и других торжествах.
Сын Агаси занимается созданием барельефных картин и работает дизайнером интерьеров
Армянские традиции
Когда супруги Даниелян приехали в Верхнюю Хаву, здесь проживало две-три армянских семьи. Сейчас на территории района живут более 15 пар.
— Постепенно сюда стали приезжать другие семьи. Образовалась армянская диаспора. Мы всегда стараемся поддерживать друг друга, а когда происходят какие-либо несчастья, приходим на помощь, — говорит Гурген.
Мама Нарине с удовольствием хлопочет в саду, где благодаря её заботе благоухают цветы и буйствует зелень
В России Асмик встретила своего будущего мужа. Девушка вышла замуж за одноклассника, но брак оказался недолгим.
После разрыва Асмик вернулась к родителям, она воспитывает 10-летнюю дочку Ангелию. Несмотря на трудности, поддержка семьи помогает ей идти дальше. Родители, как всегда, рядом, делятся мудростью и заботой.
— Мой брат души не чает в Ангелии и балует её, — улыбается Асмик. — Дочке повезло, она знает два языка сразу: и русский, и армянский.
Гурген и Нарине с гордостью смотрят на своих детей — отзывчивых, открытых и гостеприимных.
— По обычаю, один из сыновей должен остаться в родительском доме и ухаживать за пожилыми родителями, особенно если остался кто-то один, например, мама, — рассказывает Асмик. — У нас немного по-другому. С родителями нахожусь я и дочка, а брат живёт и работает в Воронеже.
Говоря о традициях, обсудили и то, как отмечают армяне праздники.
— Мы празднуем православные праздники, например, Пасху и Рождество Христово дважды — сначала когда они отмечаются в России, а затем по армянскому календарю. Пасхальные торжества у нас проходят не так пышно, например, мы не готовимся задолго до праздника, хотя тоже красим яйца, но печём не куличи, а барашков из бисквитного теста. На праздничном столе традиционно запечённая рыба, — говорит Асмик. — Первое время меня поражало, с каким размахом здесь отмечают Новый год. В Армении принято в праздник ходить друг к другу в гости, приезжать к родственникам. Мы не готовим холодец или селёдку под шубой, у нас — долма (голубцы в виноградных листьях), запечённая утка, сухофрукты и разные сладости.
Иногда семья ездит в Армению, проводит там несколько дней или недель. Страна, где родилась их семья, всегда вызывает тёплое чувство. Но, несмотря на родные улицы и знакомые лица, их тянет обратно — в Россию. Здесь их родной дом, жизнь и судьба.
Марина Щедрина
Фото из архива семьи Даниелян
На верхнем фото: Вся семья в сборе. В центре - внучка Ангелия