Супруги из Новой Усмани не смогли подстроиться под западные ценности и вернулись на Родину.
Жительница Воронежской области Мария Шпакова десять лет назад переехала в Канаду, а в прошлом году вместе с мужем и двумя детьми вернулась в Россию. Сейчас семья живёт в Новой Усмани и планирует построить здесь дом. За десятилетие, прожитое на чужбине, пришлось избавиться от многих иллюзий.
В розовых очках
Канада - одно из самых популярных направлений, куда до недавнего времени в поисках хорошей жизни эмигрировали россияне. Там красивая природа, выше зарплата, бесплатная медицина, хорошее образование – так думают многие и решаются на отъезд, но со временем людей постигает сильное разочарование.
Свой путь эмиграции прошла и семья Марии Шпаковой. Её муж Михаил вместе с родителями переехал в Канаду в 2003 году из Уфы. По словам Марии, в Башкортостане в 1980 - 1990-е годы была сложная ситуация. Кроме того, в условиях мультикультурности у многих не возникало ощущения привязанности к определённому народу и его культуре, каждый скорее ощущал себя гражданином мира. Казалось, что семья быстрее привыкнет к жизни именно в многонациональной Канаде, куда переехали многие соседи и знакомые.
- А я выросла в провинциальной Анне, бабушка водила меня в храм, мама прививала любовь к Родине, старалась дать культурное образование - водила по музеям, фестивалям, - рассказывает Мария Шпакова. - В 2010 году я окончила юридический факультет ВГУ. К тому времени уже пару лет переписывались с Михаилом по интернету. Потом мы встретились в Канаде и решили пожениться. Михаил не собирался на тот момент переезжать в Россию, поэтому мне пришлось переехать к мужу.
Мария никогда не думала навсегда уезжать из России, тогда эта поездка казалась каким-то интересным приключением. Попав в Канаду, пыталась полюбить страну и людей, узнать культуру и интегрироваться в общество. Мария работала ассистентом проекта для безработных в государственной структуре «Сервис помощи поиска работы». У молодой семьи был большой круг общения.
- Я, конечно, видела минусы, например, что там разрешены однополые браки, но в целом было всё хорошо, - рассказывает Мария Шпакова. - В Канаде развита социальная помощь нуждающимся, брошенным старикам, почти нет бездомных, есть субсидии на жильё. Поэтому первое время я была даже в восторге.
Другой взгляд
Со временем ситуация стала меняться, а после рождения детей Мария и вовсе посмотрела на всё другими глазами.
Она была уверена, что ребёнка воспитывают не только родители, но и общество, в котором он живёт. Даже если семья будет прививать ребёнку свои представления о мире, ему все равно практически невозможно устоять перед давлением в школе. Несколько лет назад «промывание мозгов» в Канаде перешло на новый уровень. Раньше просто декларировалось, что однополые браки - это норма и выбор каждого человека, что кроме мужского и женского пола существует много других. Теперь же пропаганда ЛГБТ достигла апогея. Жители Канады обязаны выражать своё мнение относительно этих вопросов, и если человек против официальной точки зрения, то его могут и наказать.
- В тюрьму пока не сажают, но вот общественное порицание обеспечено, - говорит Мария Шпакова. - Такого человека будут везде высмеивать и могут даже уволить с работы. Один студент высказался в социальных сетях, что мужчина - это мужчина, а женщина - это женщина, - и его тут же отстранили от учёбы. Восстановить обещали только после того, как он удалит свои слова из соцсетей и пройдёт «курсы по толерантности».
При этом такая ситуация большинству жителей Канады не кажется злом. Ведь там внушают, что нужно уважать выбор другого человека, поддерживать его, а иначе ты - злодей или вообще фашист. Такая пропаганда звучит всюду - по телевизору, по радио.
- В школах проводят мероприятия по развитию принятия и толерантности: мальчикам предлагается надевать женскую одежду в знак принятия любого самовыражения. Также есть день, когда все приходят в разных носках - в знак уважения к толерантности, - продолжает Мария. - Учителя рассказывают детям истории перехода из мужского пола в женский, шестилеткам объясняют, что они ещё не девочки и не мальчики, да и вообще могут сами выбрать пол позже. Даже в католической школе в позапрошлом году объявили о поддержке движения ЛГБТ и вывесили флаги с его символикой.
Опросы показывают, что 35% канадских детей не уверены в своём поле. А поменять его они могут бесплатно и без согласия родителей.
Православие как основа
Мария рассказывает, что в юности её вера в Бога словно отошла на второй план, но по мере взросления, уже в Канаде, она стала основой жизни и для неё, и для её супруга. Вся семья была прихожанами православного прихода, который находился недалеко от их дома, Михаил даже стал клириком церкви – иподьяконом, помогал служить литургию.
- Мы воспитывали своих детей дома, в рамках наших традиционных ценностей, прививали им веру в Бога, поэтому они не посещали детский сад, - говорит Мария Шпакова. - Но впереди нас ждала школа.
Кроме того, по канадскому телевидению началась антироссийская пропаганда. Жителям страны внушают, что в России нет демократии, что она - агрессор. Другие точки зрения не транслируются в принципе. При этом большинство канадцев верит всему на слово. По словам Марии, около 80% жителей не могут мыслить критически и не умеют анализировать ситуацию, они всё воспринимают на веру.
- Большую роль в этом играет образование, - считает Мария. - Оно стало значительно хуже, чем раньше. Потому что детей стараются не перегружать учёбой, а больше развлекать. Из-за этого подростки иногда умеют читать только по слогам. Но некоторые дети находятся на домашнем обучении, видимо, это и есть те 20% мыслящих канадцев.
Важнее комфорта
В отношении бесплатной медицины Марию тоже постигло разочарование. С одной стороны, экстренную помощь оказывают быстро и качественно, врачи внимательные. А вот с текущим лечением есть проблемы. Приёма терапевта, например, можно ждать в течение месяца, а к узким специалистам - и до двух лет. Лечение симптоматическое, диагноз не ставят. Многие приезжие предпочитали лечиться на родине: в России, Белоруссии, Украине.
- К продуктам было сложно привыкнуть, они в основном безвкусные, - вспоминает Мария. - Я не могла с этим смириться и искала экологически чистую продукцию в магазинах и на фермах, занялась природной косметикой и даже пыталась выращивать свои овощи на огороде.
Супруги взяли в аренду сотку земли, огородили участок двухметровым забором от оленей. Но от других животных он не спас: какие-то грызуны умудрялись сделать подкоп, периодически уничтожая урожай. Выращивать, например, огурцы не просто - их едят сразу два вида местных жуков. Оказалось, что сохранить огурцы можно только в закрытой теплице.
Десять лет назад экономическое состояние жителей Канады было неплохим. Например, водитель автобуса мог легко купить дом с участком земли. Но за последние два года ситуация заметно изменилась. Приобрести жильё теперь могут только богатые, невозможно купить его даже в кредит. Все в основном живут от зарплаты до зарплаты.
- Мы часто просматриваем альбом с канадскими фотографиями - всё очень красиво, особенно природа. Продуманная инфраструктура. Но это всего лишь красивый фантик, а вот внутреннее содержание оказалось не очень хорошим, - считает Мария. - А недавние события показали, что в Канаде давно нет демократии.
В январе прошлого года дальнобойщики организовали в Оттаве мирную акцию протеста «Конвой свободы» против ограничения прав и свобод граждан Канады. Их обвинили в терроризме и разогнали, а у тех, кто им помогал, арестовали счета и хотели даже отобрать детей. И все молчали.
- Именно в Канаде мы с мужем поняли, что комфорт и внешнее благополучие - не главное. В комфорте люди быстро деградируют, - уверена Мария Шпакова. - На первом плане должны быть традиционные ценности. Православие - это осознанный выбор и единственно верный для нас путь.
Ольга Рындина
Фото из архива Марии Шпаковой