«Я лакец, дагестанец, чеченец, ингуш, русский, татарин, еврей, мордвин, осетин. Все этнические группы России невозможно перечислить, но я горжусь тем, что я часть этого мира, часть могучего многонационального мира России»
Президент Российской Федерации В. В. Путин
В. В. Путин
«Я лакец, дагестанец, чеченец, ингуш, русский, татарин, еврей, мордвин, осетин. Все этнические группы России невозможно перечислить, но я горжусь тем, что я часть этого мира, часть могучего многонационального мира России»
Президент Российской Федерации В. В. Путин
16+

«Мы долгое время жили в Воронеже незаметно»

вчера
105
«Мы долгое время жили в Воронеже незаметно»

Бен Лоата Маркани родом из Демократической Республики Конго. В столице Черноземья у него семья, работа, а ещё он лидер африканской общины Воронежа, член Национальной палаты при Губернаторе Воронежской области и основатель АНО «Афро-русская инициатива», деятельность которой направлена на объединение местных африканских диаспор и на выстраивание отношений России и стран Африки. Недавно «Воронеж многонациональный» рассказывал о том, что Бен Лоата Маркани принял православие.

Большая африканская семья

У отца Бена 11 детей от двух браков. Со всеми своими братьями и сёстрами он поддерживает тёплые отношения. Правда, видится не так часто, как хотелось бы. Сам Бен 12 лет живёт в России, кто-то из братьев и сестёр остался в Демократической Республике Конго, остальные разлетелись по другим странам Африки и Европы.

–  После 12-го класса я решил ехать учиться за границу. Выбор сначала пал на Францию. Но мой друг учился в Российском университете дружбы народов. Он и посоветовал мне ехать в Россию, потому что здесь межличностные отношения лучше, чем во Франции. Я прислушался к его совету и поступил в Юго-западный государственный университет в Курске, - вспоминает Бен Лоата.

До приезда в нашу страну он интересовался всеобщей историей, в том числе и России. У отца Бена была большая библиотека. Парень много читал русских писателей. Прежде всего, Пушкина и Достоевского.

– Русский язык я выучил быстро, - говорит Бен Лоата  Маркани. - Свободно стал говорить где-то через два года. Он, конечно, сложный, но всё зависит от желания. Я очень старался. Уже через месяц после приезда смотрел кино и слушал музыку только на русском языке. Был приятно поражён дружелюбием русских людей. Когда ещё не знал языка, со мной всё равно дружили, мы находили общие темы и способы общения.

Самым сложным для африканца оказался российский климат. Сначала было очень некомфортно. Приходилось одеваться на несколько кофт и штанов. Но сейчас Бен Лоата уже привык и к снегу, и к русским морозам.

По велению сердца

– В Воронеже я оказался по велению сердца, - рассказывает Бен Лоата. - Я приехал к женщине, которая позже стала моей женой. Мы с ней познакомились в гостях у наших общих друзей. Общались в течение нескольких месяцев, а потом решили пожениться. С самого начала с супругой договорились, что у нас будет как минимум четверо детей. Но теперь уже понятно, что планы мы перевыполним. У нас уже четверо детей, один мальчик и три девочки, ждём пятого. Это будет ещё один сын.

В африканских семьях не принято обсуждать решения, которые принимаются мужчиной. Это может восприниматься как неуважительное отношение. Взрослый сын приравнивается к главе семейства и в случае смерти отца может возглавить семью. С дочками несколько другая история. Родственники оценивают жениха и выносят свой вердикт. Родители могут влиять на отношения дочери и её избранника. А вот на выбор сына – нет. Поэтому в семье Бена Лоата его русский выбор приняли безоговорочно.

– У нас с супругой, конечно, разный менталитет. В Конго, например, принято говорить более мягко и спокойно, чем в России. У вас люди говорят очень громко, будто ругаются. В самом начале из-за этого было много проблем. А со временем я и сам стал так же говорить. Думаю, что дело в особенностях фонетики русского языка, - полагает Бен Лоата.

В семье Маркани мама занимается воспитанием детей, а папа наставляет их на путь истинный. Если дети делают что-то неправильно, то именно папа их наказывает. Жена иногда против таких мер, но обо всём можно договориться. Бен Лоата полагает, что чрезмерная свобода делает человека опасным для себя и общества.

- Чаще всего я беседую со своими детьми по вечерам. Так было и в моей семье. Рассказываю им об их бабушке, дедушке, тётях, дядях. Детей очень интересует, как я жил в Африке. Объясняю им, почему у нас в семье у всех разный цвет кожи, об этом нужно говорить с детьми. Рассказываю им правила поведения в обществе, - говорит мужчина.

Православие оказалось по душе

Бен Лоата Маркани, приехав в Воронеж, начал посещать местные храмы и проникся православным учением. В прошлом году он подружился с Воронежским отделением Великого Братства Казачьих Войск. Его друзья - Евгений Мазепин и Грант Овсеньян - убедили Бена пройти православный обряд крещения. Крещение — одно из важнейших таинств в христианстве. Через него человек становится членом Церкви, присоединяется к сообществу верных. Только после крещения человек получает возможность участвовать во всех остальных таинствах Церкви, и прежде всего, в Евхаристии.

– Мои предки были католиками. Ещё до моего рождения они перешли в Евангельскую церковь. Здесь, в России, я стал понимать, что не все догматы евангелистов и католиков сочетаются с моим внутренним миром. Стал читать православную литературу, общался с друзьями и пришёл к выводу, что это учение больше подходит мне, соответствует моим мыслям. Оно мне по душе, - говорит Бен Лоата.

Сейчас африканец работает на производстве, которое занимается изготовлением металлической строительной сетки. Кроме того, Бен Лоата открыл официальную организацию «Афро-русская инициатива». Её цель – развитие международного сотрудничества между странами Африки и Россией, в частности, с Воронежской областью. Организация постепенно налаживает эту работу, устанавливает взаимоотношения с разными компаниями.

Важным направлением стала помощь гражданам африканских стран, проживающим в Воронеже. Чаще всего проблемы возникают с документами. Например, если студент хочет перевестись из одного вуза в другой, то ему необходимо ехать к себе домой в Африку. Другая проблема: после учёбы сложно устроиться на работу. По миграционному закону нужно выехать из страны и вернуться обратно уже по трудовому приглашению. И потом нет возможности у африканских студентов совмещать обучение и работу. Это запрещено по закону. По законодательству при трудоустройстве отдают приоритет местному населению. Такое правило существует в большинстве стран, и это, наверное, правильно. Но ситуации бывают разные.

Бен Лоата полагает, что работа наладится, когда у «Афро-русской инициативы» появится свой офис. Сейчас зачастую на всё просто не хватает сил и средств.

Постараются стать заметными

– Воронежская африканская община появилась в прошлом году. В ней насчитывается порядка 300 человек из 11 стран, - говорит Бен Лоата. - Сколько всего выходцев из Африки в Воронеже, пока неизвестно. Мы только в процессе подсчёта.

В 2025 году Бен Лоата Маркани собрал вокруг себя самых активных ребят из разных стран, чтобы с ними обсудить вопрос организации сообщества. По его мнению, африканцы долгое время жили в Воронеже незаметно, никаких мероприятий не проводили.

- Я хотел бы изменить это. Мы можем достойно представить нашу культуру, пригласить воронежцев на тематические события, показать им африканский театр, музыкальные произведения и многое другое. Мы договорились с одной воронежской газетой запустить проект – они напишут несколько статей, посвящённых африканской кухне, говорит Бен Лоата.

А чтобы люди согрелись, весной «Афро-русская инициатива» постарается провести спортивные мероприятия. На 24 апреля запланирован традиционный День Африки. А дальше лидер африканской общины Воронежа пока не заглядывал.

Ранее «Воронеж многонациональный» рассказывал об активисте Молодёжного совета Национальной палаты при Губернаторе Воронежской области Ндейкассокланим Ка Этиандру. Парень родом из Гвинеи-Бисау. Семь лет назад приехал учиться в Воронеж на экономиста, поступив в Воронежский государственный аграрный университет. Молодой человек и не думал, что жизнь его так сильно изменится. Он возглавил общину студентов из Гвинеи-Бисау, а в 2023 году стал председателем Клуба интернациональной дружбы ВГАУ.

Екатерина Бутцева

Фото Виктории Курляндской и из архива Бена Лоаты Маркани