Выставка «Искусство в годы Холокоста» открылась в Воронежской синагоге в четверг, 4 мая. Увидеть её можно в новом арт-пространстве старинного здания – на трёх этажах винтовой лестницы, ведущей в молельный зал. Экспозиция посвящена Йом а-Шоа – Дню памяти жертв Холокоста и Дню Победы. Здесь можно увидеть 21 работу из собраний художественных произведений музея Яд ва Шем. Все произведения были переданы в Воронеж музеем и Израильским культурным центром «Натив».
Память и молитва
Перед открытием выставки члены еврейской общины, собрались у памятного камня синагоги. Здесь зажгли свечи и прочитали молитву в память о жертвах Холокоста.
Представленные на выставке произведения были написаны в период с 1939 по 1945 годы художниками, находившимися в заключении в нацистских концлагерях и гетто – Лодзинском, Терезинском, Виленском, Варшавском. Большинство авторов полотен не выжило.
Как отметила представитель женского клуба Воронежской синагоги Светлана Колесникова, эта выставка является частью большой, глобальной инициативы по сохранению памяти о жертвах Холокоста, частью проекта по увековечиванию творчества художников, для которых искусство в годы пребывания в лагерях и гетто стало глотком свободы и показателем неистребимой жажды жить.
– О чем эта выставка? Она о горе, об ужасах, кошмаре, дегуманизации. В то же время эта выставка – и о свободе, о радости жизни. Она – о неистребимой силе духа. Эти картины – слёзы о свободе и надежде на то, что этот ужас больше никогда не повторится. Поэтесса Герта Шмаль-Вольф из Терезинского гетто писала в предсмертном стихотворении: «Мое тело превратилось в настоящий скелет, но душа моя свободна». Надеюсь, что эта выставка поможет нам и нашим внукам сохранить память о Холокосте и вдохновит на более глубокое понимание того, что такое свобода, - рассказала Светлана Колесникова.
Произведения, представленные на выставке, художники создавали с риском для жизни. Чаще всего материалы для творчества – бумагу, карандаши, уголь, мелки, краски – им приходилось добывать тайком. Поэтому каждая работа стала свидетельством силы человеческого духа и твёрдой решимости сопротивления чудовищному насилию.
Жёлтая бабочка на фоне бараков
На афише выставки представлена картина «Одна весна», написанная двумя художниками – Карлом Робертом Бодеком с Украины и Куртом Конрадом Левом из Австрии. Авторы изобразили яркую жёлтую бабочку на фоне колючей проволоки и серых бараков.
Бабочка – символ свободы – в любой момент может вспорхнуть и улететь. К сожалению, у людей, написавших её, такой возможности не было. Художники создали картину в оккупированной Франции, в концлагере Гюрс. Карл Бодек был отправлен в Освенцим, где разделил судьбу большинства заключённых, погибнув в газовой камере. Курт Лев смог бежать из концлагеря в Швейцарию, где дождался окончания войны.
А вот автопортрет красивой женщины Шарлотты Саломон. На её лице легко читается тревога и страх перед неизвестностью. Шарлотта родилась в Берлине и уехала во Францию, где была арестована гестапо. После этого вместе с мужем была выслана в Освенцим. Здесь, на пятом месяце беременности, художница была убита.
Художник-график Лео Хаас в своем произведении показал круговорот из жизни узников Терезинского гетто. Свои зарисовки график делал украдкой по ночам. Из гетто Хаас был переведен в концлагерь Освенцим, где сумел выжить и дожил до 1983 года.
Произведение «Беженец» Феликса Нуссбаума автобиографично. Художник изобразил немецкого еврея, которому некуда бежать. Рядом с человеком – посох и мешок – символы вынужденного скитания. Символ тревожного мира – глобус.
После прихода к власти нацистов Феликс Нуссбаум был вынужден скитаться по Европе. Он нашёл временное пристанище в Бельгии. Но в мае 1940 года она была оккупирована Германией. Художник вместе с женой были арестованы и депортированы в концлагерь на юге Франции. Супругам удалось оттуда бежать и вернуться в Брюссель, где они нашли тайное убежище. Но в 1944 году в результате доноса семейная пара была арестована и выслана в транзитный лагерь Мехелен. В том же году супруги были депортированы в лагерь Аушвиц-Биркенау, где были убиты.
Художник Иосиф Ковнер непривычно яркими акварельными красками изобразил улицу в Лодзинском гетто. Там живописца спасало творчество – именно оно давало ему духовный приют, где он мог укрыться от окружающей действительности.
Иосиф Ковнер из Лодзинского гетто был депортирован в Аушвиц-Биркенау, а оттуда выслан в лагерь Вёббелин. Художнику повезло – он выжил и был освобожден.
Познакомиться с выставкой можно во время экскурсий по синагоге. Всю подробную информацию можно узнать по телефонам: 8 -910- 341-91-55 (Светлана Колесникова) и 8-953-959-61-63 (директор общинного центра «Бейт Мишпаха» (Дом семьи) Ирина Конищева).
Анастасия Сарма
Фото Михаила Кирьянова