Известный в Лисках художник и педагог Апет Шабоян прежде выставлялся лишь с коллективом коллег. А теперь его персональная выставка из 86 работ целиком заняла зал Лискинского историко-краеведческого музея. Все работы в экспозиции, получившей название «Души прекрасные порывы» (6+), скомпонованы по периодам жизни автора. Ранние - примерно 90-х годов, художник привёз со своей родины - Армении. Другие созданы за два десятилетия жизни в России. И совсем новые - это пленэрное творчество.
Главная его техника - акварель.
- Люблю её за прозрачность. К тому же она очень доступна по цене, - говорит Апет Латваевич.
По словам мастера, ему помогает сама природа. Оттачивать изображение в кабинете он никогда не любил.
- Будучи студентом академии, я копировал оригиналы картин в Эрмитаже, но будто какой-то чёртик всегда заставлял меня делать это по-своему, - улыбается Апет. - Правда, моим преподавателям это и нравилось.
А ещё Апету Шабояну очень удаются портреты. В портретной галерее - мать и дочь Апета, его жена и сыновья, а также он сам. Супругу художник изображает довольно часто. Вот она помогает мужу в другом его успешном ремесле — сапожном: пристрачивает обувной замок. Сюжет напоминает полотна старых мастеров классической живописи. А собирающая плоды фигурка возле куста шиповника – эскиз. Он только с виду кажется незаконченным.
- Это мой излюбленный приём - оставлять некоторую недосказанность, - рассказывает Апет Шабоян.
Среди масляных и акварельных работ - всего один рисунок карандашом: это дед Апета, участник Великой Отечественной войны. Он сыграл большую роль в творческой судьбе внука – учил видеть красоту. Пронзительная работа Шабояна «Скорбь матери» тоже связана с военными событиями, но уже в его родной Армении.
Художника и иконописца Андрея Верхотина восхищает профессионализм мастера не только в живописи и графике, но и скульптуре: ещё одна профессия Шабояна - резчик-реставратор.
- Он родился в краю гор и солнца, потому и работы пронизаны особым, национальным колоритом. И Венера-то у него – совсем не милосская. По фигуре сразу видно — армянская женщина, - отметил на вернисаже Андрей Верхотин.
Директор Лискинской детской художественной школы Ирина Панфилова справедливо считает, что Шабоян - самый сильный и самый продуктивный в их школе художник-педагог, настоящий воспитатель. И отмечает главные человеческие качества своего коллеги — доброту и неконфликтность.
Сейчас Шабоян живёт в отдалённом от шумных Лисок хуторе Калаче. Ещё один талант – архитектурный, воплощает в строительстве: по собственному проекту построил для семьи дом. Рядом – уже второй, для сына.
В экспозиции особняком стоят две работы Апета Шабояна: скорбящая мать и каменный крест - армянский хачкар.
- Разгромленный и искривленный, хачкар продолжает стоять на своём месте. Это наша Армения, которая распалась на восточную и западную части, - поясняет Апет Латваевич. - В середине, между трещинами, символизирующими реки Аракс и Куру – Нагорный Карабах. Его, можно сказать, уже и нет. Но на моей картине все это ещё держится вместе.
Этюд, названия которому автор не дал, написан в тёмных и холодных, как ночная горная река, тонах. Лишь блеск молнии освещает вершину горы Арарат - боль каждого армянина.
Научный сотрудник историко-краеведческого музея Алексей Поповкин назвал художника и его творчество своеобразным мостом между цивилизациями - древнего восточного христианства и русской, центральной частью которых является армянская церковь.
- Хачкары всегда были символом жизни, которые ставили там, где теплится очаг. Похожая традиция - ставить поклонные кресты у въезда в города и села, есть и у нас, - отметил историк. – И нынешняя экспозиция – это возможность войти в диалог между двумя народами.
Выставка продлится до 27 апреля.
Юлия Белогорлова
Фото автора