«Я лакец, дагестанец, чеченец, ингуш, русский, татарин, еврей, мордвин, осетин. Все этнические группы России невозможно перечислить, но я горжусь тем, что я часть этого мира, часть могучего многонационального мира России»
Президент Российской Федерации В. В. Путин
В. В. Путин
«Я лакец, дагестанец, чеченец, ингуш, русский, татарин, еврей, мордвин, осетин. Все этнические группы России невозможно перечислить, но я горжусь тем, что я часть этого мира, часть могучего многонационального мира России»
Президент Российской Федерации В. В. Путин
16+

Такой порыв не задушить

21 апреля
100
Такой порыв не задушить

Известный в Лисках художник и педагог Апет Шабоян прежде выставлялся лишь с коллективом коллег. А теперь его персональная выставка из 86 работ  целиком заняла  зал Лискинского историко-краеведческого музея. Все работы в экспозиции, получившей название «Души прекрасные порывы» (6+), скомпонованы по периодам жизни автора. Ранние - примерно 90-х годов, художник привёз со своей родины - Армении. Другие созданы за два десятилетия жизни в России. И совсем новые - это пленэрное творчество.

Главная его техника - акварель.

- Люблю её за прозрачность. К тому же  она очень доступна по цене, - говорит Апет Латваевич.  

По словам мастера, ему помогает сама природа. Оттачивать изображение в кабинете он никогда не любил.

- Будучи студентом академии, я копировал оригиналы картин в Эрмитаже, но будто какой-то чёртик всегда заставлял меня делать это по-своему, - улыбается Апет. - Правда, моим преподавателям это и нравилось.   



А ещё Апету Шабояну очень удаются портреты.  В портретной галерее - мать и дочь Апета, его жена и сыновья, а также он сам. Супругу  художник  изображает довольно часто.  Вот она помогает мужу  в другом его успешном ремесле — сапожном: пристрачивает обувной замок. Сюжет напоминает полотна старых мастеров классической живописи. А собирающая плоды фигурка возле куста шиповника – эскиз. Он только с виду  кажется незаконченным.  

- Это мой  излюбленный приём - оставлять некоторую недосказанность, - рассказывает Апет Шабоян.



Среди масляных и акварельных работ - всего один рисунок карандашом: это дед Апета, участник Великой Отечественной войны. Он сыграл большую роль в творческой судьбе внука – учил видеть красоту. Пронзительная работа Шабояна «Скорбь матери» тоже связана с военными событиями, но уже в его родной Армении.

Художника и иконописца Андрея Верхотина восхищает профессионализм мастера не только в живописи и графике, но и скульптуре: ещё одна профессия Шабояна - резчик-реставратор.

- Он родился в краю гор и солнца, потому и работы пронизаны особым, национальным  колоритом. И Венера-то у него – совсем не милосская. По фигуре сразу видно — армянская женщина, - отметил на  вернисаже Андрей Верхотин.

  

Директор Лискинской детской художественной школы Ирина Панфилова справедливо считает, что Шабоян - самый сильный и самый  продуктивный в их школе художник-педагог, настоящий воспитатель. И отмечает главные человеческие качества своего коллеги — доброту и неконфликтность.

Сейчас Шабоян живёт в отдалённом от шумных Лисок хуторе Калаче. Ещё один талант – архитектурный, воплощает в строительстве:  по собственному проекту построил для семьи дом. Рядом – уже второй, для сына.

В экспозиции особняком стоят две работы Апета Шабояна: скорбящая мать и каменный крест - армянский хачкар.

  

- Разгромленный и искривленный, хачкар продолжает стоять на своём месте. Это наша Армения, которая распалась на восточную и западную части, - поясняет Апет Латваевич. - В середине, между трещинами, символизирующими реки Аракс и Куру – Нагорный Карабах. Его, можно сказать, уже и нет. Но на моей картине все это ещё держится вместе.

Этюд, названия которому автор не дал, написан в тёмных и холодных, как ночная горная река, тонах. Лишь блеск молнии освещает вершину горы Арарат - боль каждого армянина.

Научный сотрудник историко-краеведческого  музея Алексей Поповкин назвал художника и его творчество своеобразным мостом между цивилизациями - древнего восточного христианства и русской, центральной частью которых является армянская церковь.

- Хачкары всегда были символом жизни, которые ставили там, где теплится очаг. Похожая традиция - ставить поклонные кресты у въезда в города и села, есть и у нас, - отметил историк. – И нынешняя экспозиция – это возможность войти в диалог между двумя народами.

Выставка продлится до 27 апреля.

Юлия Белогорлова

Фото автора