Захороненный в Берёзовском поселении участник Великой Отечественной войны Мурад Мурадян служил воентехником ІІ ранга в составе 323-го стрелкового полка 81-й стрелковой дивизии. Родом он из Армении, но ещё до войны перебрался в Воронежскую область. О жизни и военном пути Мурада Арутюновича рассказала внучка его старшей сестры Вардануш Бежанян, которая в год 80-летия Великой Победы приехала в Подгоренский район, чтобы поклониться могиле родственника.
Защитник из Армении
У родителей Мурада было семеро детей: две старшие дочери и пять сыновей.
— После окончания школы Мурад стал учиться в военной академии в Москве на инженера, — говорит Вардануш. — После дедушка женился на девушке из Воронежской области, её звали Евгения.
Мурад с Евгенией приехал в Воронеж. Здесь он должен был построить мост.
— Раньше было правило: первым переехать мост должен его создатель, — говорит Вардануш Бежанян. — На грузовой машине Мурад первым пересёк новый мост. Сооружение выдержало, а дедушка уверенно справился с испытанием. К сожалению, мы не знаем, где находится этот мост и сохранился ли он до сих пор.
В начале войны Евгения вместе с дочерью отправилась в Армению к родителям Мурада. Девочке в то время было около двух лет.
— К сожалению, в селе Джилиза на севере Армении, куда они приехали переждать войну, случилась эпидемия, — говорит женщина. — Все дети заболели, но умерла только дочка Мурада. Именно в это время семья получила письмо о том, что и отец тоже умер. Так у 25-летнего бойца не осталось прямых потомков.
25-летний Мурад Мурадян умер в полевом госпитале от ран
Уведомление о смерти Мурада его семья получила от врача полевого госпиталя, который лечил бойца. Судьба остальных братьев тоже была трагичной: никто из них не вернулся с фронтов Великой Отечественной войны. В Армении в 1985 году открыли родник-мемориал «Братьям Мурадян». Из семи детей жива осталась только младшая сестра, которая первая возложила к нему цветы.
Евгения решила не оставаться на родине супруга и переехала в Россию. Спустя время она стала жить в Москве, вновь вышла замуж, но всё равно всю жизнь считала себя армянской невестой.
— Евгения всегда говорила, что не забудет свою первую любовь, — рассказала Вардануш. — Все родственники из Армении, когда ехали в Москву, останавливались в её доме. Она принимала их как родных, такая была у них связь.
Изучали архивы
Родные Мурада не оставляли попыток найти архивные документы, чтобы проследить его боевой путь. Они были и в Каменском районе, и в Подгоренском.
— Впервые мы приехали в Подгоренский на братскую могилу к Мураду в 2023 году, — говорит Вардануш Бежанян. — Тогда не встретили никого, кто мог бы нам рассказать об истории этого края в годы Великой Отечественной войны. А в этом году глава Берёзовского поселения Галина Касьянова провела нам небольшую экскурсию, рассказала о военном времени, оккупации и зверствах фашистов на территории района. Мы благодарны за такое внимание и очень рады, что все памятники и могилы участников Великой Отечественной войны ухожены и украшены цветами.
Галина Касьянова и Вардануш Бежанян во время экскурсии
Вардануш Бежанян сейчас 72 года, её отец тоже был ветераном войны.
— Я с детства помню слёзы моей бабушки, как она оплакивала своих братьев. Сыновья её тоже ушли на фронт, и только один вернулся, — продолжает рассказ Вардануш. — Для меня очень важно было в день празднования 80-летия Победы посетить эту братскую могилу. Мы первые из родственников, которые были здесь. Это дань памяти не только погибшим на фронте бойцам, но и родителям, сёстрам, которые с болью в сердцах пережили смерть своих родных.
Вардануш с семьёй планирует приезжать в Подгоренский район каждый год. Она говорит, что воронежская земля стала для них родной.
По армянской традиции родственники Мурада взяли землю с его могилы. В Армении её внесут на могилы его сестёр и родителей.
Евгения Никитенко
Фото из архива семьи Бежанян