Студенты Воронежского государственного университета и Российского государственного университета правосудия во вторник, 11 июня, приняли участие во Всероссийской исторической игре «Объединяющая народы». Она прошла в областном Доме молодёжи и была организована силами регионального штаба «Волонтёров Победы».
Правила
Формат исторического квеста появился в арсенале «Волонтёров Победы» в 2016 году. Участники выполняют задания, связанные одной сюжетной линией. Считается, что так интереснее и проще запоминать факты из истории страны. К Дню России разработали тематический квест, посвящённый искусству и нематериальному культурному наследию народов России. Ребята должны были стать журналистами и собрать материалы для красивого иллюстрированного журнала. На старте участникам напомнили, что Россию населяет более 190 народов со своими обычаями и традициями, но всех их объединяет любовь и уважение к общей Родине.
Музыка
Расположенная недалеко от стартовой позиции станция «Музыка» была одной из самых сложных. Каждая правильно расположенная нота означала какую-то букву, и, если всё было сделано без ошибок, сравнительно несложно было узнать, что известный сборник народных песен, составленный в 1770 году Михаилом Дмитриевичем Чулковым, назывался «Собрание разных песен». А количество баллов определялось тем, сколько подсказок потребовалось команде.
Художественная роспись
Здесь ребятам напомнили, как выглядят самые известные образцы народной росписи – Гжель, Хохлома, Жостовская и Городецкая. Но предметом игры стали менее известные направления, о которых рассказали подробнее.
Так, Борецкая роспись, или Старый Борок – один из самых древних видов росписи Русского Севера. Первые сведения о селе, где зародилось ремесло, известны с XV века. Отличие Старого Борка от других видов северной росписи заключается в однообразном сюжете и трёхъярусном рисунке, когда покрытие наносится в несколько слоёв. Чаще всего в этой технике изображают сказочных птиц красного цвета с зелёными крыльями. А на больших композициях центральное место занимает дерево в тех же тонах.
Мезенская или палащельская роспись – это промысел, зародившийся во второй половине XIX века. Название происходит от деревни Палащелье в Архангельской области, которая расположена на правом берегу реки Мезень. Этой росписью мастера украшают деревянную домашнюю утварь. Отличительной чертой являются сюжетные сцены охоты или поединка. Традиционно используются две краски: красная, добытая из глины, и чёрная – из сажи. Изображения коней, оленей, птиц и рыб сочетаются с геометрическими и растительными орнаментами. Также в росписи часто встречаются повторяющиеся элементы – штрихи, завитки и волнистые линии.
Пучужская роспись появилась среди северных народов в селе Пучуга, расположенном на реке Двине в Архангельской области. Основные цвета – красный, жёлтый, оранжевый с зелёными штрихами и чёрной обводкой. Особенность пучужской росписи в том, что предметы заполняются узорами. На изделиях художники любят изображать растительность и жанровые сцены, например, свадебные выезды или чаепития. Также популярен образ птицы.
Ракульская роспись по дереву получила название от реки Ракулка, притока Северной Двины.
Расписная посуда встречается с преобладанием зелёного или красного оттенков. Огромную роль в росписи всегда играл золотой цвет, который зачастую используется как основной. Среди важных особенностей – изображения птиц, веток с крупными листьями, завитки и чёрный контур.
Ребята должны были на белых бумажных тарелках воспроизвести перечисленные виды росписи. А один из участников команды - угадать, к какому виду относятся работы друзей. Баллы начислялись за каждый правильный ответ.
– Узнал о мероприятии в университете, ради интереса решил прийти, – рассказал студент РГУП Илья Шатилин. – Достаточно весело, мне всё понравилось. Больше всего понравилась станция росписи. Люблю рисовать, и у меня сегодня немного получилось. К сожалению, не так много знаю об истории сегодняшнего праздника. Для меня это просто патриотическая дата, когда лишний раз можно приобщиться к культуре своей страны.
Игры
Здесь ребятам рассказали о том, что народная игра всегда была способом сохранения и передачи традиций. В ней отражались образ жизни, быт, труд, обычаи. Так, подвижные игры народов Севера и Сибири не только развивали необходимые физические качества, но и воспитывали такие черты характера, как смелость, терпение, наблюдательность. Это помогало выживать в суровых климатических условиях. А в Кабарде и в Балкарии есть красивый обычай – отмечать день рождения сына-первенца состязаниями в национальных видах спорта – борьбе, лазании по канату, джигитовке. В русских же народных традициях мальчишки и девчонки собирались вечером, водили хороводы, исполняли песни, играли в горелки, салки и лапту. Зимой же катались с горок, играли в снежки.
А вот участникам квеста здесь предложили поиграть в бирюльки. Это старинная русская игра, где нужно было крючком достать мелкие предметы, сложенные горочкой на столе. Баллы начислялись за каждый из них, извлечённый ребятами за 7 минут игры.
Праздники
Здесь тоже предполагался небольшой исторический ликбез. Студенты узнали, что каждый национальный праздник основан на культурных и исторических традициях, которые формировались столетиями. Например, Новый год в Якутии означает новую жизнь, которая пробуждается в здешних краях лишь в июне. Поэтому якутский Новый год отмечается именно в начале лета. А заодно – и всеобщий день рождения, поскольку по неписаным местным законам тот, кто пережил суровую зиму, имеет право прибавить себе ещё один год.
Январский карельский праздник «По земле Сампо» – это гонки на собачьих упряжках, где можно не только наблюдать за соревнованиями, но и фотографироваться, гладить четвероногих спортсменов. Большое значение имеет слаженность работы наездника-каюра, и его пушистой команды.
Наадан-Сурхарбан – своеобразные Олимпийские игры по-бурятски. Изначально обряды праздника были связаны с приходом лета и пробуждением природы, но со временем это трансформировалось в состязание по силе и ловкости, во время которого местные правители проводили отбор людей в свои дружины. Каждое племя выставляло лучших воинов и стрелков. Сурхарбан в переводе с бурятского означает «стрельба в сур», то есть в кожаный мешок. Другие элементы соревнований – национальная бурятская борьба и конные скачки. А ещё на празднике, как правило, можно побывать в настоящей юрте, попробовать национальные блюда, оценить красоту народных костюмов, песен и танцев.
Участники квеста познакомились с атмосферой удмуртского национального праздника Гербер. По-удмуртски гер – плуг, бер – после, то есть после плуга, пахоты, после окончания посевных, полевых работ. Задание квеста состояло в том, чтобы выучить несколько основных движений народного удмуртского танца и точно их воспроизвести. Баллов можно было лишиться за допущенные ошибки и за то, что кто-то из команды поскромничает и не захочет участвовать в этом испытании.
– Мы с ребятами узнали много нового о разных народах нашей большой страны. Поиграли, повеселились и отлично провели время, - призналась студентка РГУП Карина Полященко. – Наша команда хорошо потанцевала, было всё энергично и задорно. Танцами не занимаюсь, но здесь оказалось очень интересно. Сегодня захотелось больше узнать о традициях народов нашей страны. День России очень важен, его нужно праздновать с родными и близкими людьми.
Народные костюмы
Здесь участникам квеста рассказали, что в нарядах русского народа сочетаются насыщенные цвета и большое количество деталей, которые дополняют образ и делают его полноценным. Красочная одежда с украшениями предназначалась для праздников, а более упрощенные варианты подходили для будней. Неотъемлемая часть традиционного русского костюма – вышивка. Она украшала рукава и подол. По этим орнаментам можно было узнать, из какой губернии тот или иной человек. Отчасти ту же функцию выполнял и головной убор, в первую очередь – женский.
Чеченцы в прошлых веках активно занимались овцеводством, поэтому их одежда и обувь изготавливались из овечьей кожи и шерсти. Женщины носили платья в пол, расклешённые к низу. Мужской национальный костюм состоит из папахи, полукафтана-бешмета и штанов, которые заправлены в кожаные сапоги. В праздничные дни сверху надевают черкеску. Чеченцы – прирожденные воины, поэтому у них за поясом обычно находится оружие.
Мордовский костюм – настоящее произведение искусства. Этот народ обладает удивительными способностями создавать красивые вещи. Мужской национальный костюм состоит из верхней и нательной одежды, а также элементов декора. Внешне рубаха напоминает убранство византийских царей, а вышивка из шерсти придает ей величественность и делает визуально богаче. Для изготовления женского народного костюма используются разноцветные ткани. Отдельно стоит упомянуть необычный головной убор, который сзади свисает в виде фаты.
Жители северных регионов подбирают для себя тёплую и удобную одежду. Их национальные костюмы отлично приспособлены для низких температур, при этом обеспечивая подвижность. На Чукотке мужчины носят двойные штаны на меху, такие же чулки, рубаху и сапоги. Женская одежда – из такого же материала, но отличается покроем.
Участникам квеста здесь нужно было придумать оригинальный дизайн русского национального женского головного убора – кокошника. Каждый старался в меру своей фантазии. Можно было получить дополнительные баллы, разместив в социальной сети «ВКонтакте» своё фото в авторском кокошнике с хештегами #объединяющаянароды и #волонтерыпобеды.
Кухня
Здесь ребятам рассказали об интересных особенностях национальной кухни народов России. Знали ли вы, например, что сибиряки тесто для пельменей замешивали не на воде, а на чае, чтобы замороженные пельмени дольше хранились и оставались сочными. Их часто брали с собой в дорогу, чтобы быстро сварить на костре или прямо в самоваре. Для начинки обычно смешивали несколько видов мяса.
На Русском Севере главным блюдом служила рыба, особенно треска. Считалось, что её можно есть каждый день и она никогда не приедается.
Дальневосточная кухня славилась изобилием морепродуктов. На побережье Тихого океана в пищу шли многочисленные сорта рыбы и икры, крабы, кальмары. Рецепты блюд первые русские переселенцы заимствовали у коренных народов. Они научились готовить вяленую рыбу ситми, жарить на костре мясо изюбрей, солить на зиму съедобные побеги папоротника.
Урал – многонациональный регион, поэтому здесь смешались кулинарные традиции разных народов. Русские научились готовить тюркский бешбармак – блюдо из тушёного мяса и кусочков теста. В него, по примеру башкир, иногда клали баранину, а иногда – говядину и картофель, как было принято у казахов.
Кухня Поволжья отличается изобилием блюд, в состав которых входят ягоды и овощи. Из среднерусских кулинарных традиций в этом регионе сохранились многочисленные виды щей и каш, блюда из отварной или запечённой речной рыбы.
Основой кухни Юга России стали кулинарные традиции Кубани. На плодородных землях в изобилии росли злаки, картофель, овощи и фрукты, которых почти не было в других регионах. Поэтому на кубанском столе всегда было много овощных блюд. Из тыквы варили кашу, из капустных листьев и мясной начинки готовили голубцы. В среднерусский борщ всегда клали много свёклы, а иногда добавляли свекольный сок, чтобы блюдо было насыщенного красного цвета, то на Кубани могли обходиться и вовсе без неё. Там «правильный» борщ был ярко-оранжевым, цвет ему придавали помидоры и сладкий перец.
Задание на этой площадке состояло в том, чтобы правильно распределить предложенные карточки с ингредиентами между тремя блюдами – блинами, борщом и пельменями. Точность приносила существенные 16 баллов, так что знатоки кулинарии смогли компенсировать просчёты на других площадках.
Народные приметы
Наконец, последняя станция (условно, так как каждая команда проходила их в разном порядке) была посвящена народным приметам. Они возникли из наблюдений за природой, из мистических представлений о мире, из традиций и быта. Например, примета «Рассыпать соль – к ссоре» известна давно. Соль раньше стоила не в пример дороже, чем сейчас, поэтому неаккуратное с ней обращение действительно могло стать причиной конфликта.
Приметы помогали определить, когда сеять и собирать урожай, какая ждёт погода в ближайшее время. Например, «если ласточка летает низко – быть дождю». Объяснение довольно простое: когда «пахнет дождём» крылышки у мошек тяжелеют от влаги и тянут их к земле. Вслед за ними опускаются и ласточки. А примета «Дрова не разгораются и дымят – к оттепели» объясняется тем, что поленья впитывают влагу из воздуха и, отсырев, горят хуже. Крестьяне связывали природные явления и календарные даты, замечали, в какой день шёл дождь, когда были роса, иней и туман, и делали долгосрочный прогноз. Благодаря этому появился календарь земледельца. Задание на станции состояло в том, чтобы по картинкам определить ту или иную примету и рассказать, чем она объясняется.
Итоги
Когда жюри внимательно подсчитало баллы, набранные всеми командами, то оказалось, что призовые места достались трём командам из одного вуза – «Аррива», «Культурный клуб» и «Вершители правосудия» из Российского государственного университета права.
– Это всероссийская игра. Нам пришли методические материалы от федерального штаба «Волонтёров Победы» с предложением провести такую игру у нас, – рассказала куратор проекта Ольга Команова. – Игра проходит накануне Дня России и посвящена традициям народов нашей великой страны. Ребята узнали что-то новое, вспомнили подзабытое старое и продемонстрировали свои творческие способности.
Ольга добавила, что 12 июня мы отмечаем своего рода «единство в многообразии», свойственное нашему народу. Это ещё один повод показать, насколько мы любим свою Родину.
Сергей Свиридов
Фото Михаила Кирьянова