«Я лакец, дагестанец, чеченец, ингуш, русский, татарин, еврей, мордвин, осетин. Все этнические группы России невозможно перечислить, но я горжусь тем, что я часть этого мира, часть могучего многонационального мира России»
Президент Российской Федерации В. В. Путин
В. В. Путин
«Я лакец, дагестанец, чеченец, ингуш, русский, татарин, еврей, мордвин, осетин. Все этнические группы России невозможно перечислить, но я горжусь тем, что я часть этого мира, часть могучего многонационального мира России»
Президент Российской Федерации В. В. Путин
16+

Игра со смыслом

11 июня 2024
190
Игра со смыслом

Студенты Воронежского государственного университета и Российского государственного университета правосудия во вторник, 11 июня, приняли участие во Всероссийской исторической игре «Объединяющая народы». Она прошла в областном Доме молодёжи и была организована силами регионального штаба «Волонтёров Победы».

Правила

Формат исторического квеста появился в арсенале «Волонтёров Победы» в 2016 году. Участники выполняют задания, связанные одной сюжетной линией. Считается, что так интереснее и проще запоминать факты из истории страны. К Дню России разработали тематический квест, посвящённый искусству и нематериальному культурному наследию народов России. Ребята должны были стать журналистами и собрать материалы для красивого иллюстрированного журнала. На старте участникам напомнили, что Россию населяет более 190 народов со своими обычаями и традициями, но всех их объединяет любовь и уважение к общей Родине.

Музыка

Расположенная недалеко от стартовой позиции станция «Музыка» была одной из самых сложных. Каждая правильно расположенная нота означала какую-то букву, и, если всё было сделано без ошибок, сравнительно несложно было узнать, что известный сборник народных песен, составленный в 1770 году Михаилом Дмитриевичем Чулковым, назывался «Собрание разных песен». А количество баллов определялось тем, сколько подсказок потребовалось команде.

Художественная роспись

Здесь ребятам напомнили, как выглядят самые известные образцы народной росписи – Гжель, Хохлома, Жостовская и Городецкая. Но предметом игры стали менее известные направления, о которых рассказали подробнее.

Так, Борецкая роспись, или Старый Борок – один из самых древних видов росписи Русского Севера. Первые сведения о селе, где зародилось ремесло, известны с XV века. Отличие Старого Борка от других видов северной росписи заключается в однообразном сюжете и трёхъярусном рисунке, когда покрытие наносится в несколько слоёв. Чаще всего в этой технике изображают сказочных птиц красного цвета с зелёными крыльями. А на больших композициях центральное место занимает дерево в тех же тонах.

Мезенская или палащельская роспись – это промысел, зародившийся во второй половине XIX века. Название происходит от деревни Палащелье в Архангельской области, которая расположена на правом берегу реки Мезень. Этой росписью мастера украшают деревянную домашнюю утварь. Отличительной чертой являются сюжетные сцены охоты или поединка. Традиционно используются две краски: красная, добытая из глины, и чёрная – из сажи. Изображения коней, оленей, птиц и рыб сочетаются с геометрическими и растительными орнаментами. Также в росписи часто встречаются повторяющиеся элементы – штрихи, завитки и волнистые линии.

Пучужская роспись появилась среди северных народов в селе Пучуга, расположенном на реке Двине в Архангельской области. Основные цвета – красный, жёлтый, оранжевый с зелёными штрихами и чёрной обводкой. Особенность пучужской росписи в том, что предметы заполняются узорами. На изделиях художники любят изображать растительность и жанровые сцены, например, свадебные выезды или чаепития. Также популярен образ птицы.

Ракульская роспись по дереву получила название от реки Ракулка, притока Северной Двины.

Расписная посуда встречается с преобладанием зелёного или красного оттенков. Огромную роль в росписи всегда играл золотой цвет, который зачастую используется как основной. Среди важных особенностей – изображения птиц, веток с крупными листьями, завитки и чёрный контур.

Ребята должны были на белых бумажных тарелках воспроизвести перечисленные виды росписи. А один из участников команды - угадать, к какому виду относятся работы друзей. Баллы начислялись за каждый правильный ответ.

– Узнал о мероприятии в университете, ради интереса решил прийти, – рассказал студент РГУП Илья Шатилин. – Достаточно весело, мне всё понравилось. Больше всего понравилась станция росписи. Люблю рисовать, и у меня сегодня немного получилось. К сожалению, не так много знаю об истории сегодняшнего праздника. Для меня это просто патриотическая дата, когда лишний раз можно приобщиться к культуре своей страны.

Игры

Здесь ребятам рассказали о том, что народная игра всегда была способом сохранения и передачи традиций. В ней отражались образ жизни, быт, труд, обычаи. Так, подвижные игры народов Севера и Сибири не только развивали необходимые физические качества, но и воспитывали такие черты характера, как смелость, терпение, наблюдательность. Это помогало выживать в суровых климатических условиях. А в Кабарде и в Балкарии есть красивый обычай – отмечать день рождения сына-первенца состязаниями в национальных видах спорта – борьбе, лазании по канату, джигитовке. В русских же народных традициях мальчишки и девчонки собирались вечером, водили хороводы, исполняли песни, играли в горелки, салки и лапту. Зимой же катались с горок, играли в снежки.

А вот участникам квеста здесь предложили поиграть в бирюльки. Это старинная русская игра, где нужно было крючком достать мелкие предметы, сложенные горочкой на столе. Баллы начислялись за каждый из них, извлечённый ребятами за 7 минут игры.

Праздники

Здесь тоже предполагался небольшой исторический ликбез. Студенты узнали, что каждый национальный праздник основан на культурных и исторических традициях, которые формировались столетиями. Например, Новый год в Якутии означает новую жизнь, которая пробуждается в здешних краях лишь в июне. Поэтому якутский Новый год отмечается именно в начале лета. А заодно – и всеобщий день рождения, поскольку по неписаным местным законам тот, кто пережил суровую зиму, имеет право прибавить себе ещё один год.

Январский карельский праздник «По земле Сампо» – это гонки на собачьих упряжках, где можно не только наблюдать за соревнованиями, но и фотографироваться, гладить четвероногих спортсменов. Большое значение имеет слаженность работы наездника-каюра, и его пушистой команды.

Наадан-Сурхарбан – своеобразные Олимпийские игры по-бурятски. Изначально обряды праздника были связаны с приходом лета и пробуждением природы, но со временем это трансформировалось в состязание по силе и ловкости, во время которого местные правители проводили отбор людей в свои дружины. Каждое племя выставляло лучших воинов и стрелков. Сурхарбан в переводе с бурятского означает «стрельба в сур», то есть в кожаный мешок. Другие элементы соревнований – национальная бурятская борьба и конные скачки. А ещё на празднике, как правило, можно побывать в настоящей юрте, попробовать национальные блюда, оценить красоту народных костюмов, песен и танцев.

Участники квеста познакомились с атмосферой удмуртского национального праздника Гербер. По-удмуртски гер – плуг, бер – после, то есть после плуга, пахоты, после окончания посевных, полевых работ. Задание квеста состояло в том, чтобы выучить несколько основных движений народного удмуртского танца и точно их воспроизвести. Баллов можно было лишиться за допущенные ошибки и за то, что кто-то из команды поскромничает и не захочет участвовать в этом испытании.

– Мы с ребятами узнали много нового о разных народах нашей большой страны. Поиграли, повеселились и отлично провели время, - призналась студентка РГУП Карина Полященко. – Наша команда хорошо потанцевала, было всё энергично и задорно. Танцами не занимаюсь, но здесь оказалось очень интересно. Сегодня захотелось больше узнать о традициях народов нашей страны. День России очень важен, его нужно праздновать с родными и близкими людьми.

Народные костюмы

Здесь участникам квеста рассказали, что в нарядах русского народа сочетаются насыщенные цвета и большое количество деталей, которые дополняют образ и делают его полноценным. Красочная одежда с украшениями предназначалась для праздников, а более упрощенные варианты подходили для будней. Неотъемлемая часть традиционного русского костюма – вышивка. Она украшала рукава и подол. По этим орнаментам можно было узнать, из какой губернии тот или иной человек. Отчасти ту же функцию выполнял и головной убор, в первую очередь – женский.

Чеченцы в прошлых веках активно занимались овцеводством, поэтому их одежда и обувь изготавливались из овечьей кожи и шерсти. Женщины носили платья в пол, расклешённые к низу. Мужской национальный костюм состоит из папахи, полукафтана-бешмета и штанов, которые заправлены в кожаные сапоги. В праздничные дни сверху надевают черкеску. Чеченцы – прирожденные воины, поэтому у них за поясом обычно находится оружие.

Мордовский костюм – настоящее произведение искусства. Этот народ обладает удивительными способностями создавать красивые вещи. Мужской национальный костюм состоит из верхней и нательной одежды, а также элементов декора. Внешне рубаха напоминает убранство византийских царей, а вышивка из шерсти придает ей величественность и делает визуально богаче. Для изготовления женского народного костюма используются разноцветные ткани. Отдельно стоит упомянуть необычный головной убор, который сзади свисает в виде фаты.

Жители северных регионов подбирают для себя тёплую и удобную одежду. Их национальные костюмы отлично приспособлены для низких температур, при этом обеспечивая подвижность. На Чукотке мужчины носят двойные штаны на меху, такие же чулки, рубаху и сапоги. Женская одежда – из такого же материала, но отличается покроем.

Участникам квеста здесь нужно было придумать оригинальный дизайн русского национального женского головного убора – кокошника. Каждый старался в меру своей фантазии. Можно было получить дополнительные баллы, разместив в социальной сети «ВКонтакте» своё фото в авторском кокошнике с хештегами #объединяющаянароды и #волонтерыпобеды.

Кухня

Здесь ребятам рассказали об интересных особенностях национальной кухни народов России. Знали ли вы, например, что сибиряки тесто для пельменей замешивали не на воде, а на чае, чтобы замороженные пельмени дольше хранились и оставались сочными. Их часто брали с собой в дорогу, чтобы быстро сварить на костре или прямо в самоваре. Для начинки обычно смешивали несколько видов мяса.

На Русском Севере главным блюдом служила рыба, особенно треска. Считалось, что её можно есть каждый день и она никогда не приедается.

Дальневосточная кухня славилась изобилием морепродуктов. На побережье Тихого океана в пищу шли многочисленные сорта рыбы и икры, крабы, кальмары. Рецепты блюд первые русские переселенцы заимствовали у коренных народов. Они научились готовить вяленую рыбу ситми, жарить на костре мясо изюбрей, солить на зиму съедобные побеги папоротника.

Урал – многонациональный регион, поэтому здесь смешались кулинарные традиции разных народов. Русские научились готовить тюркский бешбармак – блюдо из тушёного мяса и кусочков теста. В него, по примеру башкир, иногда клали баранину, а иногда – говядину и картофель, как было принято у казахов.

Кухня Поволжья отличается изобилием блюд, в состав которых входят ягоды и овощи. Из среднерусских кулинарных традиций в этом регионе сохранились многочисленные виды щей и каш, блюда из отварной или запечённой речной рыбы.

Основой кухни Юга России стали кулинарные традиции Кубани. На плодородных землях в изобилии росли злаки, картофель, овощи и фрукты, которых почти не было в других регионах. Поэтому на кубанском столе всегда было много овощных блюд. Из тыквы варили кашу, из капустных листьев и мясной начинки готовили голубцы. В среднерусский борщ всегда клали много свёклы, а иногда добавляли свекольный сок, чтобы блюдо было насыщенного красного цвета, то на Кубани могли обходиться и вовсе без неё. Там «правильный» борщ был ярко-оранжевым, цвет ему придавали помидоры и сладкий перец.

Задание на этой площадке состояло в том, чтобы правильно распределить предложенные карточки с ингредиентами между тремя блюдами – блинами, борщом и пельменями. Точность приносила существенные 16 баллов, так что знатоки кулинарии смогли компенсировать просчёты на других площадках.

Народные приметы

Наконец, последняя станция (условно, так как каждая команда проходила их в разном порядке) была посвящена народным приметам. Они возникли из наблюдений за природой, из мистических представлений о мире, из традиций и быта. Например, примета «Рассыпать соль – к ссоре» известна давно. Соль раньше стоила не в пример дороже, чем сейчас, поэтому неаккуратное с ней обращение действительно могло стать причиной конфликта.

Приметы помогали определить, когда сеять и собирать урожай, какая ждёт погода в ближайшее время. Например, «если ласточка летает низко – быть дождю». Объяснение довольно простое: когда «пахнет дождём» крылышки у мошек тяжелеют от влаги и тянут их к земле. Вслед за ними опускаются и ласточки. А примета  «Дрова не разгораются и дымят – к оттепели» объясняется тем, что поленья впитывают влагу из воздуха и, отсырев, горят хуже. Крестьяне связывали природные явления и календарные даты, замечали, в какой день шёл дождь, когда были роса, иней и туман, и делали долгосрочный прогноз. Благодаря этому появился календарь земледельца. Задание на станции состояло в том, чтобы по картинкам определить ту или иную примету и рассказать, чем она объясняется.

Итоги

Когда жюри внимательно подсчитало баллы, набранные всеми командами, то оказалось, что призовые места достались трём командам из одного вуза – «Аррива», «Культурный клуб» и «Вершители правосудия» из Российского государственного университета права.

– Это всероссийская игра. Нам пришли методические материалы от федерального штаба «Волонтёров Победы» с предложением провести такую игру у нас, – рассказала куратор проекта Ольга Команова. – Игра проходит накануне Дня России и посвящена традициям народов нашей великой страны. Ребята узнали что-то новое, вспомнили подзабытое старое и продемонстрировали свои творческие способности.

Ольга добавила, что 12 июня мы отмечаем своего рода «единство в многообразии», свойственное нашему народу. Это ещё один повод показать, насколько мы любим свою Родину.

Сергей Свиридов

Фото Михаила Кирьянова