АНАТОЛИЙ МУКОВНИН. АНСАМБЛЬ «КУПАВА» ПРОСТИЛСЯ СО СВОИМ ЛИДЕРОМ

5 сентября воронежский ансамбль народной песни «КУПАВА» простился со своим художественным руководителем и прекрасным музыкантом АНАТОЛИЕМ ИВАНОВИЧЕМ МУКОВНИНЫМ. Несколько месяцев этот замечательный человек мужественно боролся с тяжёлым онкологическим заболеванием. К сожалению, болезнь победила. 2 сентября он ушёл из жизни…

Ансамбль «Купава», возглавляемый несколько последних лет Анатолием Муковниным, имеет славную биографию. В 2018 году он отметил 70-летний юбилей со дня своего основания. С первых же выступлений он привлёк к себе внимание поклонников народного творчества незабываемыми голосами, искренностью, азартом, уникальным репертуаром. Напомнить об истории создания ансамбля «Купава», его участниках, концертах, гастролях и наградах, а также о постсоветской жизни коллектива, довольно трудной, испытывавшей подобные ансамбли на верность народному искусству, сохраняющему традиции предков, наши культурные истоки и достижения, кажется необходимым в эти скорбные для него дни…

Биография коллектива, который базировался в городском Доме культуры («ДК Машиностроителей»), начиналась в стенах завода имени Коминтерна. Образование ансамбля пришлось на тяжёлые послевоенные годы, когда восстанавливался из руин Воронеж и вместе с ним разрушенный экскаваторный завод, необходимый не только городу, но и всей стране. 

В 1948 году в одном из красных уголков завода собрался на свою первую репетицию хоровой кружок в составе 30-ти человек. В него вошли рабочие и служащие завода, любящие народную песню. В репертуаре образовавшегося ансамбля, которым руководил тогда Фёдор Тимофеевич Денисенко, зазвучали народные песни – русские, украинские, белорусские, а также эстрадные песни военных лет.

В те годы постоянного помещения для репетиций ещё не было, но участники ансамбля находили возможность репетировать в самых разных местах: клубах, общежитиях, столовых, красных уголках. Дирижёром хора с 1948 по 50-й год был Леонид Георгиевич Сафонов, который учился в Воронежском музыкальном училище по классу кларнета. Позже, закончив Ленинградскую консерваторию (факультет военно-морских дирижёров) и защитив докторскую диссертацию по философии, он был хорошо известен в культурной жизни Воронежа как талантливейший дирижёр, педагог и подвижник.

В 1957 году в городе открылся Дворец культуры завода имени Коминтерна, ставший для ансамбля, руководимого Ф.Т. Денисенко, на долгое время родным домом. Здесь коллектив репетировал и часто выступал перед зрителями. Энтузиазм и мастерство участников ансамбля были отмечены на многих смотрах и фестивалях народного творчества не только в Воронеже, но и в Москве, а также за рубежом.

В 1964 году коллективу было присвоено почётнейшее звание Народного. К тому времени численность ансамбля составляла уже около 100 человек. Некоторые участники хора стали профессиональными артистами, были удостоены почётных званий, престижных наград и дипломов. Среди них Евгения Черепанова, Варвара Субачева, Татьяна Русакова, Николай Денисов. Кто-то, закончив музыкальные учебные заведения, выбрал педагогическое поприще. Развал Советской страны повлёк за собой и распад многих коллективов, занимавшихся народной песней. «Купава» выстояла и несмотря на все трудности и испытания сохраняла традиции того самого послевоенного хора, руководимого Фёдором Денисенко, которому присущи были доброжелательность, искренность, мастерство и ответственность и серьёзный подход к подбору материала, который ансамбль выносил на суд зрителя. Во многом способствовал сохранению традиций пришедший в «Купаву» одарённейший музыкант и человек широкой и благороднейшей души, обладавший мудростью, тонким вкусом и талантом объединять и вести за собой людей самых разных профессий, взглядов и возрастов, – Анатолий Муковнин… Искреннее и возвышенное отношение к песенному искусству культивировали в себе все члены прославленного коллектива, сплотившись вокруг своего лидера.

Всякий раз, когда артисты исполняли народные песни или лучшие песни советской эстрады, или только что рождённые ансамблем (создаваемые на музыку, сочинённую Анатолием Ивановичем Муковниным) – тёплые и задушевные, – публика откликалась, отвечая любовью и благодарностью. Этот обмен эмоциями удивительной радости и чистоты автор этих строк не раз наблюдал как на уличных выступлениях в Воронеже, так и в нескольких концертных залах. Видел, с каким удовольствием люди обращаются к своим исповедальным песенным истокам и высоким музыкально-поэтическим откровениям нового времени, которых сегодня так не хватает.

В «Купаве» были исполнительницы, пришедшие в ансамбль в 60-е – 70-е годы, задававшие тон многим выступлениям, такие как Зинаида Пригородова и Вера Даньшина, Раиса Лихарева и Валентина Голева… На концертах коллектива, помимо замечательных женских голосов, среди которых зрителям особо запоминались голоса Анны Скибиной, Ольги Тарасовой, Зои Никольской, поражали вокал Сергея Рыкунова и баян руководителя ансамбля Анатолия Муковнина (который, как оказалось, являлся учителем математики в школе). Музыкальные импровизации Анатолия Ивановича вдохновляли каждый номер «Купавы», вызывая желание слушать артистов вновь и вновь.

Анатолий Муковнин, рассказывая о своих товарищах, музыкантах и солистах, исполнительницах, выступавших в ансамбле, всегда признательно говорил и о хормейстерах: Марии Прониной, Галине Хоменко, Тамаре Ждановой, концертмейстерах Валентине Иванове, Леониде Денисове, Геннадии Маслове, Петре Бычкове, – внесших огромный вклад в становление коллектива, его творческую судьбу… Обладал Анатолий Иванович Муковнин и активной гражданской позицией. Поддержал он, например, выступление выдающегося актёра, режиссёра и общественного деятеля Николая Губенко на Конгрессе интеллигенции России в 1997 году, говорившего о проблемах страны, и обращения в печати публициста Владимира Сергеевича Бушина (фронтовика, боровшегося с оголтелой антисоветской пропагандой «перестройщиков» и «реформаторов» нашей Родины)…

Конечно, «Купаве» в 90-е – 2000-е было нелегко. Не хватало финансовой помощи, информационной поддержки. Концерты ансамбля, к сожалению, случались реже, чем того хотелось бы зрителям (экраны телевидения и всевозможные радиопрограммы предпочитали навязывать зарубежных англоязычных «кумиров» и российскую эстрадную попсу, едва ли не во всём старавшуюся им подражать). Деятельность коллективов, подобных «Купаве», держалась на энтузиазме и завидной любви к народной песне, к песне, обращённой к человеческой душе… Дело, которым занимались артисты, возвращая нас к нашим корням, было нужным и благородным. Каждая встреча с ними связывала (и связывает) нас с историей страны и её культурой, была ценна и памятна. Она надолго оставалась в душе, ибо песня стала частью жизни и души людей, певших на сцене, обращавшихся к нам добросердечно, откровенно и трепетно. В «Купаве» основой творчества был Анатолий Иванович Муковнин, которого уважали и любили все, кто соприкасался с его многогранным талантом, – участники ансамбля и зрители, приходившие на концерты. Любовь и память живы в их сердцах…

  Владимир  Межевитин