«Ах! эта свадьба…» или как воронежцы разных национальностей вступали в брак.

 

«Ах! эта свадьба…» или как воронежцы разных национальностей вступали в брак.

Свадебные традиции всегда поражали своими масштабами. Несмотря на то, что я не поддерживаю идею широких празднований,  древние обычаи вступления в брак кажутся мне достойными внимания и уважения.

Узбекская свадьба в Киргизии.

Ибодат Усманова поделилась своими воспоминаниями, а также рассказала о главных свадебных традициях.

 

Он узбек из Туркмении. Я узбечка из Киргизии. А познакомились мы в Воронеже.

Все начинается с помолвки (фатиха-туй).  Свататься приходят обязательно с подарками. Их должно быть очень много: поднос с белой тканью и лепешкой, которую разламывают в знак согласия; фрукты; сладости; одежда для будущей невесты; одежда для её родителей. Семья невесты обычно ответ сразу не даёт. Если отказ — возвращают все подарки, а если же соглашаются, то все это остаётся в доме.

Бахтияр (муж Ибодат) приехал с родителями, дядями, друзьями из Туркмении в Киргизию. В первый раз её семья согласия не дала, во второй раз тоже. После двух отказов отец будущего жениха предложил вернуться в Туркмению и найти кого-нибудь другого. Но мать настояла на том, что нужно попробовать ещё раз. И оказалась права.

«Именно у меня получилось, что он три раза приходил. Два раза возвращали. Говорили, что далеко, как мы тебя отдадим, самая младшая дочка. Вернули раз, через два дня ещё пришли, опять вернули. На третий раз, наконец, дали согласие» — вспоминает Ибодат.

У узбеков играют две свадьбы. Одна дома у невесты, другая — у жениха. Рано утром обязательно готовят плов и режут барана. Сюда приглашают только мужчин. Потом к двенадцати часам приглашают женщин. Отдельно. Причём все приходят с подарками. Это могут быть деньги, ковры, что угодно.

Молодые же в это время в национальных одеждах едут на венчание.

«На венчание можно сходить самим в мечеть, а можно мулу домой пригласить. Он объясняет, как должны себя вести муж и жена, поэтому у нас так мало разводов. Это ведь все перед богом».

Не смотря на то, что теперь они муж и жена, каждый возвращается в свой дом, чтобы переодеться в свадебный наряд. Только после этого жених приезжает за невестой в её родительский дом.

Конечно, так просто её никто не отдаст. Нужно выкупать.

«Выкуп у нас очень дорогой. Его получает самый младший мужчина в доме. За меня калым очень большой отдали, рублей 500 или 600. В 89 году это были огромные деньги» — делится рассказчица.

Забирают невесту и едут на застолье. Очень интересный обряд связан с уходом невесты из родительского дома. Обязательно устраивают прощание. В новый дом с собой можно брать только новые вещи. Вся старая одежда, все аксессуары остаются «в прошлой жизни». А еще спецаильно покупают сорок новых платьев, которые невеста должна каждый день менять.

«Стол дома накрывали. Всё село пришло, человек 500 точно было. Сидячих мест всего 250-300, остальные танцуют, стоят. Все обязательно с подарками» — рассказывает Ибодат.

На второй день после свадьбы родители жениха приглашают родителей невесты в свой дом. Сюда уже приходят самые близкие, и конечно же, с подарками. До этого момента невеста не может даже во двор выйти — не принято. А ещё должен быть небольшой сундук, в котором красивые платочки, салфеточки, носочки, полотенца. И каждому гостю из этого сундука невеста достаёт подарок.

«На третий день невесту выпускают во двор. Соседи выходят, накрывается стол. Она должна каждому пришедшему красиво с наклоном подать чай» — говорит Ибодат.

Источник фото: http://story-wedding.ru/scenarij/uzbekskaya-svadba.html

Эмоциональная грузинская свадьба глазами Мераба Карчаидзе.

Мераб грузин, который приехал на учебу в Воронеж, и решил здесь остаться.

«Мы с женой познакомились на чьей-то свадьбе. Я только после армии был, пришёл в форме. Ей сразу шепнули, что вот он там, обрати на него внимание. Мы понравились друг другу, стали знаки внимания уделять. Но особо не подходили — не принято» — вспоминает Мераб.

Свататься идут маленьким кругом: будущий жених и родители.

«Когда приехали брать согласие родителей, мать начала рыдать, что замуж не отдам, он учится в России, что я буду делать» — улыбается рассказчик.

Все решил отец, который пошел к дочери, чтобы узнать её мнение. Вернулся и молча пожал Мерабу руку.

«И мама спрашивает, неужели она согласилась. Отец сказал, раньше она всегда говорила нет, а сейчас только молчит и плачет. Это значит да» — делится грузин.

Через две недели приехали с кольцом. Назначили дату свадьбы.

Свадьба начинается в доме невесты, длится три или четыре часа. Вечером все перемещаются в дом жениха. Во время переезда из одного дома в другой, каждая машина хочет ехать после свадебной. Из-за этого даже гонки устраиваются, может дойти и до драки.

«Считается, что если свадьба была без драки, то это скучная свадьба» — смеётся рассказчик.

«Когда остается примерно два километра до дома жениха, то кортеж замедляется. Отцом жениха выбирается одна из машин, которую называют «радостная машина», она раньше всех приезжает в дом с благой вестью. Раньше, конечно, на конях это все было, но важно, что на конях уже не ездят, а традиция сохранилась» — рассказывает Мераб.

Во время свадьбы свидетельница прячет невесту. Нужен выкуп. Но пока торгуются, друг жениха может пробраться в дом. Если он находит невесту, то выкуп отменяется. А ещё в Грузии не крадут невест. Вместо этого воруют туфлю. А после того, как её найдут, свидетель должен из нее выпить. 

«На свадьбу есть «взнос». Каждый, кто приходит, должен бросить некоторое количество денег в небольшой сосуд. Специально выбирается человек, который записывает, кто и сколько денег оставил на входе» — говорит грузин.

На свадьбу обязательно приглашается тамада и музыканты. Первый тост поднимает хозяин дома. Все пьют за тамаду.

«Тамада нужно угодить, иначе свадьба пройдёт плохо. Второй тост за очаг, а третий за молодых» — объясняет Мераб.

Жених, невеста и свидетели сидят на больших пуховых подушках, чтобы было. У местных детей есть особое развлечение, связанное с этим подушками.

«Тот, который смелее, обычно это был я, с разбега ложится на эту подушку таким образом, чтобы руки оказались за спиной ладонями вверх. И свидетель обязательно должен дать денег ребёнку, чтобы тот встал. Но ты же не видишь, сколько денег он кладет, а он может сказать, что положил червонец, а на самом деле там рубль. Именно поэтому всегда есть ещё один паренек, который использует кодовые слова, например, «груша» значит, что положили пять рублей, и так далее. Когда я получаю рублей десять, то можно уже вставать» — смеётся рассказчик. 

Свадьба — это всегда большой праздник, который грузины празднуют масштабно. Параллельно накрывают три больших стола, каждый из которых рассчитан на 100-120 человек.

«На следующий день после свадьбы рано утром, пока все спят, невеста должна выйти, подметать, убирать. Чтоб соседи увидели, какая она рукодельница» — рассказывает Мераб.

А еще на второй день обязательно собираются на хинкали. Но приглашают уже самых близких.

Свадьба в молдавской деревне. Воспоминания Олега Ветрова.

«Как оказывали знаки внимания девушке в молдавском селе? В декабре в ночь перед днем Святого Андрея парень с друзьями приходят к её дому и крадут калитку. Так всем становилось ясно, что девушка занята» — рассказывает Олег.

На следующий день уже приходит молодой человек, чтобы попросить у родителей руку их дочери. Если все согласны, то первым делом выбираются «нанаши» — посаженные родители — одна из ключевых фигур на молдавской свадьбе. Это должны быть близкие люди, которые уже несколько лет замужем. Прежде, чем назначают дату свадьбы нужно получить согласие нанашэй, и обязательно все с ними согласовать.

Зазывая гостей на праздник, берут кувшин вина и идут к каждому лично. Нужно учитывать, что гости на свадьбе будут с трёх сторон: гости со стороны жениха, невесты и нанашэй.

Все начинается рано утром. В доме невесты собираются гости с её стороны, в доме жениха — с его. С обеих сторон назначает по одному старосте — они должны быть самыми активными на свадьбе.

«Из дома жениха молодежь с духовым оркестром выдвигается в дом невесты, чтобы забрать её. Идут пешком. Каждый раз, когда оркестр замолкает, друзья начинают «юхать» — вспоминает рассказчик.

Невесту прячут, а староста должен «подороже её продать». Но если другу жениха удаётся выкрасть невесту, то платить уже не будут. Все собранные деньги отправляются в «котел молодым».

После этого оба старосты, жених с невестой, молодежь идут дальше — к нанашам. А от них уже домой к жениху. Обязательно берут вино и наливают каждому встречному.

Старые бабушки всегда выходят с ведром воды, которое разливают перед молодыми, и зерном, которое бросают на пути.  Все это на счастье и богатство.

Прежде, чем сесть за стол каждый гость должен был съесть кусочек свежего калача, выпить 50 грамм вина и бросить некоторую сумму в небольшую миску.

«После третьего стола слово берут нанаши. Они первыми бросают деньги на стол. Должны кинуть самую крупную сумму» — говорит Олег.

Интересный обряд связан с подарками. Невесту с женихом сажают в центре зала на большие подушки, заворачивают в одеяло, после этого каждый гость подходит и кладет свой подарок на них, либо рядом.

«Невесте снимают фату и надевают платок. Это значит, что она уже женщина замужняя. И в этот платок все кладут ей деньги» — вспоминает рассказчик.

На следующий день идут в родительский дом невесты на заму, которую готовят из свежезарубленного петушка (зама — молдавский суп с домашней лапшой).

Источник фото: https://m.ru.sputnik.md/photo/20181107/22712584/moldova-mssr-oseni.html

Свадебные традиции разных национальностей, помогают проникнуть в душу народа, понять, что же лежит в основе их культуры.

Автор  Ангелина Кирчу